Ответы на вопросы, 10.01.2013

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос с английского блога: Как начинающий изучать науку каббала, я сейчас нахожусь в  стадии 4 (Малхут или бхина далет). Следующий мой шаг – достичь Цимцум Алеф, т.е. ничего не получать ради себя. Это делаю я сам или это делает свет? Могу ли я принять решение: отныне я больше не буду ничего получать ради себя?

Ответ: Все исправления в нас делает свет, мы должны только обратиться к нему, поднять молитву, МАН. А для этого надо почувствовать невозможность пребывания в текущем состоянии, ощутить зло своего эгоизма.

 

Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Стыд как средство исправления"). Я знаю, что я что-то не понимаю, но почему я должен стыдиться получать от Творца, когда и Его желание отдавать мне, и моя природа, т.е. желание получать от Него – это Его воля? Это становится еще более запутанным, когда я думаю о молитве и ответе на нее Творца. Особенно когда я воздаю хвалу и благодарю за такие подарки, как религия, вера, мир божий, свет и просвещение в моей жизни, а также за исправление и продвижение на пути духовного роста, которые являются для меня самыми большими дарами Творца. Почему я должен чувствовать стыд за получение этих подарков? Разве что только в том случае, если я ничего не делаю взамен.

Ответ: Никто не предъявляет человеку требование стыдиться. Оно приходит само как осознание несовпадения по свойствам с Творцом. Это стыд не по отношению к Творцу, а по отношению к себе самому, к своим собственным свойствам.

 

Вопрос с английского блога: Я студент промежуточного курса, но с тех пор как я начал изучать каббалу, я никак не могу понять, как творение приходит к стыду, если Творец желает его абсолютного наполнения? Почему, когда творение получает весь свет, оно чувствует стыд, а не совершенное наполнение?

Ответ: Творец желает не просто наполнения, Он желает привести творение к Своему статусу, уподобить его Себе. Поэтому творение ощущает не только наполнение, но и Дающего это наполнение, Творца, и вследствие этого видит разницу в свойствах.

 

Вопрос с английского блога: Как мне преодолеть пагубную зависимость?

Ответ: Прочитайте на эту тему пост: Преодоление взамен борьбы с ветряными мельницами

 

Вопрос с английского блога: Наблюдая и изучая нашу планету, возникает вопрос: "Не эгоистичен ли Бог"?

Древнегреческие боги видели только свой народ, не обращая внимания на другие народы Земли. Сайт nasa.com подтверждает это.

Азиатские боги любят только свой народ, европейские – свой. Везде повторяется одна и та же эгоистическая история.

Действительно ли существует множество богов? Эгоистичен ли Бог?

Ответ: Человек создает бога по образу и подобию своему, и созданные им боги эгоистичны, так как эгоистичен их создатель, человек.

Сердцевина эгоизма, человеческое "я" (или, у племени и народа – коллективное "я") любые воздействия извне воспринимает как воздействия лично на него, поэтому приписывает им свое свойство – личностность.

Мы видим тому много примеров: и у ребенка, который, ударившись об угол, бьет его, "наказывая" за то, что угол "его ударил", и даже у взрослых, которые часто относятся, например, к компьютеру, как человеку, обладающему свободой действий.

На человека воздействует множество природных сил, они выше него, всесильны, он придает им статус богов, обладающих личностными свойствами. И так как отношение к природе у него как у ребенка к матери, поэтому естественно представление о том, что "боги любят свой народ".

Эгоистичен ли Творец? Если "нет никого кроме Него", то все, что происходит – происходит по Его законам и для Его целей. Поэтому человеку кажется такое поведение эгоистичным, тем более, что он часто страдает от "невстроенности" в систему законов Творца и от того, что происходит согласно этим законам. Подобное положение сохранится до тех пор, пока не преодолеет эгоистичность, которая дает человеку ложное ощущение, что он находится вне системы Творца. Тогда он раскроет для себя эту систему и увидит, что все делается ради человека.

 

Вопрос с английского блога: В статье, опубликованной на сайте csmonitor.com "Почему израильтяне – красные, а американские евреи – синие" сделан вывод, что большинство американских евреев голосовали, исходя из необходимости решения внутренних проблем, а израильтяне – из сохранения сильной внешней политики Америки.

Я знаю, что Вы советовали голосовать за Ромни во избежание нежелательных последствий, но как можно изменить мнение людей по этому поводу?

Почему так мало евреев изучает каббалу? Почему ее изучает не каждый еврей?

Ответ: Мнение людей всегда будет неверно, потому что основывается на фрагментарности восприятия мира. Мнение людей должно измениться не в сторону того, за кого нужно проголосовать, а в сторону понимания причин этого, понимания сил, действующих в мире и правильного выбора между путем страданий и путем доброго развития.

Только к развитию подобного понимания у людей стоит прикладывать усилия. Для этого мы и совершенствуем постоянно методику интегрального образования.

Даже без изучения каббалы для начала исправления было бы достаточно, чтобы евреи ощутили общность и ради самой общности стали бы выстраивать между собой отношения любви и взаимопомощи. Уже это бы дало толчок исправлению мира.

Не изучают они каббалу, потому что сочетание, совместное влияние двух факторов, которое может подтолкнуть еврея к изучению каббалы, видимо, еще слишком слабо. Факторы эти: первое – страдания, невозможность достичь спокойной, нормальной жизни привычными средствами, и второе – свет, информация, которую распространяют те, кто изучает и применяет методику исправления.

 

Вопрос с английского блога: В результате травмы я страдаю от хронической боли  в зубах. Обычно я был общительным парнем, который наслаждался жизнью, а сейчас нахожусь в состоянии боли и депрессии. Почему Бог позволяет мне и другим людям страдать от физической боли? Какой смысл во всем этом?

Ответ: Наши болезни и боли, как и любое явление, сами по себе не имеют смысла, они приобретают смысл только когда начинают восприниматься как сигнал об общем неблагополучии мира и общества. Но до такого восприятия наших несчастий и болей нам всем надо еще дорасти.

 

Вопрос с английского блога: Разве нравственно продолжать сохранять семью, если жесткие отношения между родителями негативно отражаются на детях? Какая мораль имеет преимущество: сохранение семьи любой ценой, даже если не помогает никакая семейная терапия, или воспитание здоровых, счастливых детей?

Ответ: Не упомянута еще одна мораль: сохранение семьи ради детей. Но, – так как никакой фактор не может работать долгое время, – это решение, если будет принято, должно стать не соломинкой для двух утопающих, а направлением. То есть, в идеале, "ради детей" становится "философским камнем" (средством, преобразующим любой материал в золото), средством преобразования любой ситуации, любой трансакции в кирпичик для нового здания.

 

Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Новенькие и старенькие").

Переходит ли индивидуальный эгоизм в групповой?

На протяжении истории наука каббала была скрыта в небольших, не связанных между собой группах. Но для нашего времени характерен другой подход, не практиковавшийся раннее, – распространение влияния каббалы на широкие массы: сначала на израильтян, а затем – на народы мира. Если в сложившихся, продвинутых группах есть проблема с приемом новичков, которые еще не постигли духовное, то какое отношение можно ожидать от них к людям без точки в сердце? О каком истинном альтруизме может идти речь, если принимать в группу только подобных себе, что является показателем эгоизма, отдающим только внутрь группы?

Ответ: В группах нашего сообщества сложились разные системы приема новичков, наиболее строгая система – в центральной группе Бней Барух. Системы эти необходимы в основном не для "защиты группы", а для самих новичков.

Даже в обычном обществе человеку стоит определенного труда войти в новый для него коллектив, в новое общество, где все непривычно для него: ментальные особенности, уклад, отношения, обычаи.

Тем более это справедливо для каббалистической группы, где и отношения и весь уклад жизни базируются на совершенно иных основах, нисходящих, практически, из другого, высшего мира. Даже лексика другая: вроде бы знакомыми словами подразумеваются совершенно иные, незнакомые новому человеку понятия.

И все это – и уклад жизни, и отношения, и даже лексику – невозможно просто почерпнуть из книг, такие вещи человек способен освоить только в практическом общении, очень постепенно. Для такого постепенного ввода в новую реальность и существуют в наших группах вспомогательные системы подготовки для новичков.

Для людей "без точки в сердце" мы ведем широкое распространение во всем мире, относясь сердечно и по-доброму ко всем, независимо от того, проявляет человек интерес к нашим материалам, или нет.

 

Вопрос с английского блога: Рядом со мной нет каббалистических групп, но я подумала, может мне стоит присоединиться к какой-то другой группе, допустим, к церковной, имеющей ценности схожие с нашими? Это возможно?

Ответ: Поначалу ценности других "духовных" групп кажутся похожими на ценности изучающих каббалу, но со временем, все больше вникая в основы каббалы, человек понимает, что это не так. Ни в одном сообществе в мире нет ни ценностей, ни целей, которые существуют в каббалистической группе. И попытка совместить два типа групп, книг, учений ни к чему другому, кроме путаницы, не приводит. Это ощутится очень быстро и Вы окажетесь перед выбором – идти в ту или другую сторону.

Тому, кто изучает каббалу, действительно требуется общение, и в нашем сообществе, кроме физических групп, существуют виртуальные группы, в которых происходит серьезное общение между людьми, в рамках этих групп проводится совместная работа, даже веб-семинары и обсуждения, ведутся серьезные проекты по распространению.

Стоит попытаться найти подходящую Вам виртуальную группу и принять в ее работе активное участие. Можете поверить, что духовная интенсивность работы в виртуальной группе может быть не меньше, чем группе физической.

 

Вопрос с английского блога: Мы знаем, что на нашей ступени развития мы не можем сделать ни одного действия без собственной выгоды. Поэтому, прикладывая усилия в любви к товарищам, я всего лишь убеждаю себя, что якобы хочу отдавать, ничего не получая взамен, только бы наслаждать Творца. Но в глубине души я искренне желаю что-то получить, и знаю, что если я вдохновлю товарищей, то это вернется ко мне. Но как можно защитить себя от состояния, когда мой товарищ хочет вдохновить остальных здоровым эгоистическим путем ради блага общества, и даже не пытается скрыть свои эгоистические желания, обманывая всех, что он хочет только отдавать?

Ответ: Вы противоречите сами себе. Товарищ хочет вдохновить всех ради блага общества или ради собственного блага? Желания он использует эгоистические, но что стоит за этими желаниями, какой расчет? Если Вы видите, что товарищ хочет вдохновить остальных товарищей, то это главное, а не способ, каким он это делает. Привыкайте судить по намерению, а не по действиям.

 

Вопрос с английского блога: Когда мы прикладываем усилия, чтобы соединиться с группой, наше эго начинает проявляться в таких формах как надменные мысли, негативный взгляд на товарищей и т.п. Если появляются эти мысли, как можно использовать их, чтобы быстро подняться над собой и снова прилепиться к группе?

Конечно, мы можем получить пробуждение только от группы, и я чувствую, что эти мысли – лишь признак недостатка моего включения в группу. Но как мне пробудиться так, чтобы окончательно осознать, что всё, что мне нужно, – отдаться всем сердцем группе, что только поэтому меня опускают в глубокие эгоистические состояния, и только аннулировав себя, я могу по-настоящему полюбить товарищей?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос находится в первой статье Шамати "Нет никого, кроме Него":

"...польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет...

И тогда он приходит к решению, что нет никого, кто может помочь ему – только сам Творец. А потому рождается в нем настоящее требование к Творцу, чтобы Он открыл ему глаза и сердце и действительно приблизил к слиянию с Ним навеки. Получается, что все отталкивания, которые он ощущал, исходили от Творца, а не оттого, что он был плох и не было у него силы для преодоления".

 

Вопрос с английского блога: Что такое "абсолютное равенство"?

Ответ: Об этом можно прочитать в посте Что такое равенство?

 

Вопрос с английского блога: Могут ли текущие события в Газе перейти в конфликт с Ираном?

Ответ: В принципе, могут, но никто заранее не знает, как повернутся события, поскольку все зависит от свободы выбора человека, от его устремления к исправлению. Поэтому надо не бояться, а делать все, что в наших силах, чтобы привести мир к равновесию с Творцом.

 

Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "Эталонное состояние").

Мой вопрос касается решимо в эталонном состоянии.

Мы должны воспринимать решимо "от себя", а не "на себя". Как правильно достичь этого? Мне кажется, что это достигается тем же путем, как мы используем наш язык, когда в нас раскручивается решимо, т.е. решимо должно быть использовано так, чтобы быть понятым глубоко внутри нас. Однако я не уверен в правильности хода моих мыслей. Что об этом говорит каббала?

Ответ: Каббала говорит, что в духовных понятиях человек не может разобраться сам. И рассказать ему тоже нельзя. Все выяснения производит в человеке особая сила – Свет, возвращающий к Источнику, – а наша задача лишь подставить себя под его воздействие.

 

Вопрос с английского блога: Как я могу видеть только достоинства группы, если мой товарищ всегда идет на поводу неисправностей других членов группы?

Ответ: Это действительно невозможно, потому что наш эгоизм чувствует в этом опасность для себя и ни за что не соглашается дать мне увидеть, что моя группа – это мой идеал, к которому я стремлюсь. Кроме того, эгоизм – это не просто желание получить, главное удовольствие эгоизма – видеть недостатки других.

Поэтому чтобы увидеть группу как идеал, необходима серьезная работа с эгоизмом: обмануть его, заставить, убедить, что будет польза и для него, "облучить" его светом учебы, наших совместных мероприятий и так далее.

Успехов!

 

Вопрос с английского блога: У меня есть несколько вопросов, касающихся Европы:

1. Единая христианская религия разделилась на множество мелких течений. Почти у каждого государства есть свой перевод Священного Писания, определяющий путь народа этой страны. Почему?

2. Почему Европа, так бурно развивавшаяся на протяжении истории (Древний Рим, Греция и т.п.), в последние годы резко замедлила темпы своего развития во всех направлениях (так же как и древний Китай, Индия, арабские страны)?

3. Почему люди ищут в каббале Бога, а в религии – науку, когда все наоборот, ведь я вижу, что каббала – это наука?

Ответ: 1. Развитие эгоизма, внутреннего материала человечества, сопровождается дроблением на все более мелкие части, свойства, а это значит, что в мире появляются люди с совершенно новым восприятием мира.

Поэтому если даже был когда-то некий единый, общий для всех источник, – новые части общего эгоизма нуждаются в переводе его на язык своего восприятия. Это естественный путь эгоизма.

2. Темпы и масштабы развития человеческого общества – это внешнее проявление развития внутреннего материала, эгоистического желания получить. Европа, а в дальнейшем и ее "представительство" в Америке, США, много веков символизировали вообще развитие человеческой цивилизации и бурно продвигались за счет экстенсивного типа развития эгоизма. То есть такого, который подстегивает конкуренцию и использует внешний, материальный мир для реализации все новых желаний.

К концу 20 века такой тип развития, в общем, исчерпал все свои ресурсы. Об этом говорит и системный кризис цивилизации. Дальнейшее развитие возможно только за счет совершенно нового типа отношений – единства и взаимопомощи, которые генерируют энергию жизни "изнутри".

3.  Видимо, потому, что и религия, наука, искусство – это способы исследования мира в рамках эгоистически понятного человеку восприятия. В религии, например, он, как и в науке, делает некое допущение, – о существовании высших управляющих сил, – и на основе этого допущения строит умозрительную модель – мира, правил жизни общества и пр. Каббала же непонятна и никаких допущений он в ней сделать не способен.

Если в религии, как и в науке, человек ощущает, что способен воспринять причины, соображения, обстоятельства и цели богов, – известно ведь, что человек создает богов "по своему образу и подобию", то для положений каббалы он изначально не способен увидеть никаких источников в своем внутреннем материале, желании получить наслаждение. Каббала исходит из совсем противоположного, из отдачи.

 

Вопрос с английского блога: Мой друг посоветовал мне посмотреть на YouTube документальный фильм Вуди Харрисона (Woody Harrison) http://www.youtube.com/watch?v=LN3IhEae68o&feature=related

В нем много говорится о книге "Преимущества новой экономики", которую я только что прочитал. Фильм заканчивается словами, что общество должно быть избирательным относительно того, что мы покупаем, потому что материальный мир реагирует на это… во взаимном поручительстве. Какова должна быть наша реакция?

Ответ: Возможно, он имеет в виду, что материальный мир реагирует на наши неправильные действия единым фронтом. Природа – единая система и даже наши точечные или "невинные" эгоистические действия в виде безрассудного потребительства, потребительского отношения к ресурсам планеты, вызывают реакцию всех сил природы. Так же как все клетки, ткани и органы живого организма выступают во взаимном поручительстве при вторжении в организм вредителей.

Если в фильме говорится о подобном "поручительстве" сил природы – это перекликается с тем, что и мы говорим людям о природе как о единой системе, которая не терпит наш эгоизм.

 

Вопрос с английского блога: Продолжающийся конфликт и общее управление государства Израиль мешает моему пониманию каббалы. Я очень сомневаюсь, что те, кто живет в Израиле и разговаривает на иврите, и есть именно тот "организм", который описывается как евреи?

Ответ: Конечно, это не тот организм. Это иной, разбитый и больной организм, который необходимо терпеливо лечить. Иначе будет болеть и страдать все человечество.

 

Вопрос с английского блога: Почему бы израильтянам не провести переговоры с Палестиной и не создать свое государство в каком-нибудь другом месте? Несправедливо навешивать на палестинцев гневный ярлык "антисемитов", поскольку их реакция на своих соседей будет такой же, независимо от того, кто будет жить рядом с ними.

Если Израиль соберется и уйдет с нынешней территории для создания нового Израиля (неплохая идея), мы могли бы, наконец, жить вместе, по крайней мере, в этом регионе, без национально-освободительных повесток дня. Разве это не хорошая идея?

Ответ: Потрясающая идея. Особенно, если учесть, что весь земной шар, кроме Антарктиды, уже кем-то заселен, и недовольные соседи найдутся всегда. Мы везде будем лишними, пока не поймем, в чем состоит наша миссия, не примем ее и не приступим к выполнению. А если приступим, то станем желанными в глазах всех народов, в том числе и палестинцев.