Ответы на вопросы, 05.02.2013

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога

 

Вопрос: Очередной конец света не состоится, но в любом случае это вина человека. Опустошить ум, сделав его максимально восприимчивым, чутким, кристально чистым, тогда мы можем ожидать… Наши тени эго, которые могут быть неосознанными, скрытыми от сознания, которые вредят нам, терзая нас, ограничивая наше восхождение. Какая молитва исцелит?

Ответ: Только молитва о товарищах, чтобы они поднялись еще больше и были единой душой, Шхиной, наполненной светом.

 

Вопрос: Мы сейчас часто говорим об игре, например, игре в следующий уровень при общении в кругах, игре в любовь к ближнему и т.д. Правильно ли я понимаю, что речь не об игре, которая как бы понарошку, не всерьёз, а об "отождествлении" себя с ролью, о попытке погружения в это состояние, как актер, про которого говорят, что он живет ролью, а не играет роль. Скажем, если ребенок играет в генерала или шофера, то это не аналогично тому, как лейтенант вживается в роль генерала, или курсант обучается вождению на тренажере.

Аналогично, не могу полностью адекватно понять про чувство ненависти к товарищам, тем более духовной ненависти (возможно, пока не почувствуешь, до тех пор и не поймешь). Но это уже другая тема.

Ответ: С одной стороны, Вы правы в том, что игра должна быть "отождествлением" себя с ролью, приложением к себе тех "проигрываемых" качеств. Так играют дети, и в процессе игры они растут, "подтягиваются" к тому, во что играют. Но с другой стороны, у игры есть и иной аспект – ее влияние на окружение. Играя по отношению к товарищам, я и их тем самым побуждаю к игре, а их игра, в свою очередь, подействует на меня. И тут уже важно мастерство, умение не сфальшивить, убедить товарищей в искренности моей игры. Это важно настолько, что мы даже время от времени проводим семинары по актерской игре.

Духовная ненависть, ненависть к товарищам, – действительно, "иная тема". Это не тема игры. Мы не играем в ненависть и вообще ей не занимаемся. Наша задача – возвеличивать любовь, а в ответ приходит ощущение неумения это сделать, осознание зла своего эгоизма и, как следствие, молитва об исправлении.

 

Вопрос: Привычка становится второй натурой. Не может ли быть, что притворяясь великим перед товарищами (чтобы вызвать зависть к духовному) и говоря о величии цели, не видя этой цели, мы потом также перед Творцом притворяться будем?

Ответ: Мы можем играть с Творцом, но ведь и Он играет с нами. Чем больше мы стараемся сыграть в правильные качества, тем сильнее Он показывает нам, насколько мы от этих качеств далеки. Именно так игра приводит к искренней молитве об исправлении.

 

Вопрос: Насколько поручительство и взаимовключение между товарищами может иметь место в материальной жизни? Имеет ли смысл устанавливать связи в деловой среде среди товарищей, и может ли это помочь в духовном продвижении?

Ответ: Нет. Хотя Бааль Сулам и пишет о том, что должно возникнуть "государство каббалы", обладающее экономической независимостью, эти отношения еще не для нас. Для таких отношений нужно уметь четко отделять духовное от материального. Мы пока этого не умеем.

 

Вопрос: Наверное, глупо поддаваться всеобщему ажиотажу по поводу назначенного кем-то конца света, но это возбудило во мне следующий вопрос. Правильно ли я поняла, что даже "путь страдания" является всего лишь стимулом, который неизбежно приведет на путь каббалы? То есть, все равно человек должен сам взойти по всем 125 ступеням, и никто этого не сделает за него? Но что будет, если мы не успеем до истечения назначенного срока поднять все до единой души, собрав все осколки разбитых сосудов? Тогда все равно все неизбежно вернутся к источнику, даже не пройдя полного исправления? Или все-таки не все? Нормально ли ощущать тревогу и даже страх "не успеть"?

Ответ: Успеть-то мы успеем, но вопрос, какие страдания для этого потребуются. Свыше все отмеряют очень точно и дают нам такую меру страданий, которая требуется для того, чтобы нас подстегнуть к развитию. Если мы не пойдем вперед сами, страдания усилятся, вплоть до мировых ядерных войн.

Об этом писал Бааль Сулам в статье "Последнее поколение": "Я уже говорил о том, что существуют два пути для раскрытия совершенства: или путь Торы, или путь страданий. А посему Творец устроил так: дал людям технику, вплоть до того что изобрели атомную и водородную бомбу. И если еще не ясно людям общее разрушение, которое они способны принести в мир, то дождутся Третьей или Четвертой Мировой войны. И тогда бомбы сделают свое дело, а для остатка, который выживет после разрушения, не будет иного совета как взять на себя эту работу – чтобы и индивидуум, и народ не работали на себя более, чем необходимо им для существования, а все остальные их дела были устремлены на пользу ближнего".

 

Вопрос: Почему мы, живя в одном мире, заботимся о другом (духовном), в котором нас нет. Неужели этот мир настолько плох и неинтересен, что можно не обращать внимания на свои 5 чувств. Почему Бог сказал: "Плодитесь и размножайтесь", вместо "Живите с удовольствием"? Для чего этот мир был создан, и зачем мы в нем? Для того чтобы "с терпением нести бремя" своей физиологии: создавать семью, рожать детей, дружить, влюбляться, учиться?

Ответ: Этот мир создан для того, чтобы мы поняли, что эгоистически жить с удовольствием нельзя. Но когда человек приходит к такому выводу и начинает работать над своим исправлением, то обнаруживает, насколько распорядок нашего мира – работа, семья, дружба, любовь – способствуют его духовному продвижению. Тогда весь мир наполняется иным, глубоким смыслом.

 

Вопрос: Вопрос о маасере. Мы с мужем откладываем деньги на квартиру (сами мы платим маасер с зарплаты). Также нам в этом помогают родители. Мы так же должны платить маасер с той части денег, которую откладывают родители на квартиру?

Ответ: Если родители переводят деньги на Ваш счет, то с них надо платить маасер. Маасер платится с любой суммы денег, которая приходит в виде дохода, вне зависимости от источника этого дохода.

 

Вопрос с английского блога: Сказано: "Тысяча начинает заниматься каббалой, и только лишь один становится настоящим каббалистом".

Разве тысяча не должна стать как один? Если каббала говорит, что мы должны стать единым целым, то как же 999 человек могут быть потеряны для достижения этой цели? Выходит, что 999 должны заниматься впустую только для того, чтобы один человек стал каббалистом? Получается, что один становится каббалистом за счет 999?

Эта мысль заставляет меня страдать и не дает спать по ночам.

Ответ: Это выражение в более буквальном переводе оканчивается так: "…и только один выходит к свету".

Тысяча действительно должна стать как один. Если тысяча занимающихся каббалой не стали в результате как один человек с единым сердцем, значит, они допустили количественные или качественные просчеты: или занимались не в полную силу, или направляли усилия не на ту цель.

Если же цель верна и прилагается максимум усилий, тогда и каждый из них становится тем самым "одним". То есть, включает в себя всю тысячу своих товарищей, по закону "целое и часть равны, как две капли воды", потому что только если он включил в себя всех, он может называться настоящим каббалистом.

По закону поручительства каждый из них занимается ради других, то есть, ради единения, и это никак нельзя назвать "впустую". А также, по закону поручительства действительно получается, что каждый из них становится каббалистом за счет других, потому что все остальные прилагали усилия ради него.

 

Вопрос с английского блога: Что каббала говорит о медиумах – людях, которые могут общаться с умершими? Наша реинкарнация происходит сразу же после смерти?

Ответ: Каббала рассматривает "общение с умершими" как психологические фокусы, не больше.

Мы не проходим реинкарнаций, а умираем безвозвратно.

Кругообороты проходят части общей души, каждый раз исправляя определенные свойства, поэтому каждый раз в нашем мире – это совсем другой человек.

Каждый из таких людей, конечно, может сказать "моя душа", но это будет неверно, потому что он – всего лишь одно из множеств последовательных проявлений некоей части общей души в нашем мире.

Рождается ли следующее такое "проявление", по временным понятиям, сразу же после окончания предыдущего кругооборота, или по прошествии времени – это зависит от потребностей системы исправления общей души.

 

Вопрос с английского блога: Считаете ли Вы, что наступает время, когда религиозные разногласия и вероисповедания не будут иметь значения? Если да, то это будет изменением нашего понимания сути каббалы? Если нет, то где останутся люди не еврейского происхождения, которые приходят в каббалу? Можем ли мы тогда, если пожелаем, принять иудаизм и, если да, то как? Похоже, что единственный путь для этого – ортодоксальный иудаизм?

Ответ: Да, такое время наступает, и тем людям, которым, согласно потребностям их душ, суждено раскрыть истинную суть каббалы, уже мало что мешает это сделать, в том числе и их национальная принадлежность. Примером тому – наше сообщество, в котором проходят процесс духовного развития по каббалистической методике люди десятков национальностей.

Иудаизм – это религия.

 

Вопрос с английского блога: Есть ли клипот в средней линии?

Ответ: Против каждой из трех линий есть ее клипа. Если средняя линия – это работа "прямо к Творцу", в отдаче, ради Творца, то клипа средней линии, превратив элементы духовной работы во внешние элементы действий и поведения, скрывает этим, что работа ведется в получении, в пользу эгоизма.

 

Вопрос с английского блога: (комментарий к посту "На кого возложено исправление?").

Большое спасибо за замечательный пост. Я – албанец. У нас на Балканах многие не уверены в том, кто были их историческими предками. То есть в материальном мире любой не генетический "еврей" может иметь точку в сердце, даже если он относится к "народам мира". Или, например, учителя восточных методик различных религий тоже могут быть "Исраэль" в духовном мире, а в материальном мире получить другую внешнюю форму и другие средства коммуникации с миром. Выходит, что все Учителя и Пророки в Высшем мире относятся к "Исраэль", но в нашем мире воплощаются в разных народах? В таком случае, так ли уж необходимо строгое исправление материального народа Израиля и его политики, для того чтобы объединить все эти внешние формы с одним и тем же внутренним качеством? Или такое единство возможно только в духовной сфере?

Ответ: Духовные понятия, попав в материал эгоизма, в наш мир, тут же начинают использоваться эгоизмом для его целей, что к исправлению уже имеет очень косвенное отношение – через страдания. Но понятия эти порождают в людской массе множество учителей и пророков, внутренним качеством которых может быть воодушевленность эгоизма идеей отдачи, ощущение того, насколько она высока, видение пользы отдачи для гармоничного устройства общества – но не больше. Поэтому духовное единство с ними невозможно.

Решимот от любого духовного действия остаются только в той части общей души, которая прошла преобразование.

То, что подобно по свойствам в мире отдачи, проявляется и в нашем мире следствий в близости и общности людей, в которых воплощаются их духовные корни, – поэтому существует в нашем мире еврейский народ.

Прорыв из получения в отдачу, который произошел в части общей души, воплотившейся в нашем мире в группе Авраама, оставили решимот, которые обязана реализовать именно та группа людей, в которых проявляется эта часть общей души. А также те, кто, в результате разбиения, оказался также обладателем "искры отдачи", т.е. духовно принадлежит к "исраэль". Все они обязаны работать над духовным исправлением мира.

А с теми представителями нашего мира, которые просто воодушевлены идеей отдачи, возможно сотрудничество, наоборот, – именно в работе в нашем материальном мире.

 

Вопрос с английского блога: Мне бы хотелось знать каббалистическую точку зрения на заявление Национального географического общества, что среди животных наблюдается гомосексуальная активность.

Понятно, что Тора не одобряет гомосексуализм. Очень легко сделать поспешные выводы и сказать, что все эти заявления раскручиваются с целью пропаганды гомосексуализма: животных можно обучить самым разнообразным навыкам, как например, собак-поводырей. Но разве природа может вести себя так же эгоистично, как и люди, ведь гомосексуализм – это проявление эгоизма.

Ответ: Тора является каббалистической, научной книгой, и потому нельзя сказать, что она что-то одобряет или не одобряет. Она лишь объясняет явления природы и стоящие за ними законы. В природе нашего мира эгоистичным является все в равной степени, и гомосексуализм тут не исключение. Причина этого явления – разбиение, смешение разнородных свойств. Поскольку разбиение произошло на всех уровнях, то и гомосексуальные явления тоже можно отследить на всех уровнях. Но причиной является "говорящий", человеческий уровень, отношение людей друг к другу, именно там должно произойти исправление, и этим исправится вся природа.

 

Вопрос с английского блога: Почему я чувствую, что я сам делаю выбор и принимаю решения?

Ответ: Потому что Цель Творения – создать самостоятельное Творение, равное по уровню Творцу, но независимое от него. Наше состояние – первый шаг к этому.

 

Вопрос с английского блога: Изучение каббалистических источников создает своего рода связь между учеником и тем, что он изучает, которая может проявиться над нашим обычным восприятием времени? Если так, то как ученик может работать более осознанно относительно этой связи, чтобы идти точно по правильному пути?

Ответ: Чтобы идти точно по правильному пути, надо постоянно напоминать себе во время учебы, что первоисточники говорят только о связи между нами, о единстве между душами, о силе, их объединяющей. Делать надо это осознанно каждый раз, когда приступаешь к учебе.