Ответы на вопросы, 03.11.2011

Ответы преподавателей МАК на вопросы читателей блога


Вопрос: Когда пропало всякое желание к отдаче и развитию, и понимаешь, с одной стороны, что смысл жизни в этом, для кого я иначе живу, зачем меня разбудили, привели, зачем все, а с другой стороны, нет никаких сил и никакого желания, никакого осознания ужаса своего состояния. Как выйти из этого животного состояния? С какой мысли начать или что сделать? Урок смотрю – как горох об стенку. Пусть бы были любые удары, что угодно, только не остаться животным.

Ответ: "Животное" состояние – когда человек живет и действует для себя, потому что так же, как животное, запрограммирован желанием получить. "Человеческое" состояние – когда человек живет и действует ради других, осознавая себя частью интегрального общего, но такой частью, от которой зависит исправление других.

В те периоды, когда нам не дано так ощущать и не дано держаться такого намерения – все равно нам остается такая важная вещь как действие. В такие периоды я могу выполнять практические действия в группе, в обслуживании группы, участвовать в общих действиях, в общих проектах. Это дает мне возможность оставаться на уровне "человек" пусть не в намерении, но в действии.

Влияние группы, общего дела приведет рано или поздно к тому, что я поднимусь на уровень "человек" и в намерении. Поэтому всегда человек должен брать на себя какие-то практические обязательства по отношению к группе, в совместных проектах, какие-то функции, которые кроме него никто не сделает – они удержат его и спасут в периоды, когда пропадают желания и силы.


Вопрос: Мне скоро 40 лет, у меня 3 дочери, я нормальный обычный человек. Моя мама русская, а папа еврей. Как мне понять, к кому я отношусь?

Ответ: К какой национальности относится ваше тело – это определяют законы и обычаи той страны, в которой вы живете. А у души нет национальности, у нее, в каждом из кругооборотов, – или есть стремление к исправлению природной эгоистичности, или его нет. А так как исправление эгоизма идет через единение душ, поэтому в духовном "еhуди" (еврей) родственно слову "ихуд" (единство). Таким образом, есть два вида принадлежности и они не зависят друг от друга.

Раби Акива был из идумеев, Онкелос по рождению был племянником римского императора. Это не помешало им стать великими каббалистами. То есть, национальное происхождение никогда не было решающим фактором для духовного роста. Тем более это актуально в данный период исправления общей души, творения.


Вопрос: У меня следующая проблема: не получается влиться в местную группу: после любой встречи начинается прилив негатива, который нет сил терпеть, хотя во время непосредственного общения этого нет, скорее наоборот, но затем сразу начинается кошмар.

Решил, что буду слушать Ваши лекции через Kab.tv, и теперь начал ощущать то же самое, только постепенно. Химические стимуляторы типа алкоголя, и лекарства помогают только на время и приводят к зависимостям, да и помощью это вряд ли можно назвать, а в отношении различного рода практик - либо не помогают вовсе, либо приводят к зависимостям.

Посещение церкви помогает в некоторой степени обрести покой, но ведь покой – это ещё не счастье. А занятие каббалой так вообще вводит в негатив, хотя мне это и интересно. В результате я сделал следующий вывод: самое мягкое воздействие на меня идёт от церкви, самое жёсткое – от каббалы. Конечно, я не перепробовал ещё все виды практик, да и не думаю, что в этом есть необходимость.

Кроме того, все эти занятия лишь временно помогают забыть мою основную проблему: жуткий внутренний холод и одиночество. При этом у меня никак не получается основательно влиться ни в какую группу людей, обязательно что-нибудь меня выбивает из неё. На ум приходит мысль, что я просто не умею любить, но ведь любовь невозможна без доверия, а как только я пытаюсь проявить доверие и расслабляюсь, меня либо обворовывают, либо я впадаю в негатив, либо обязательно происходит что-то очень неприятное.

Вы можете что-нибудь сказать по этому поводу?

Ответ: Вы правы в том, что – не только вам, но и всем нам, – не хватает любви. Вы неправы в том, что определяете любовь как некий способ эгоистического получения: доверься, мол, и получай любовь. Любовь – это самое главное активное (!) исправляющее действие по отношению к другим.

Насколько я способен изучать и осваивать тот природный феномен, что все остальные, весь мир включен в меня и зависят от меня, насколько я способен на практические действия, чтобы передать другим знания о единстве мира, – настолько можно сказать, что я люблю.

И еще – занимаясь "всем сразу" и даже попеременно, человек привносит в себя еще больший внутренний кавардак и даже боль, как у вас. Это подобно тому, как если бы человек, который чувствует недомогание, взял бы кучу малознакомых таблеток и проглотил бы их – он может просто отравиться.

Поэтому лучше определять различные способы, учения и практики по принципу активности любви: что из них приводит к тому, что человек начинает способствовать единению всех людей в одну душу – то и правда.


Вопрос: У меня вопрос о восприятии мира. Мы воспринимаем мир только в себе, и ничего не существует вне нас. Значит ли это, что других людей тоже нет, что это только мое отражение? А где тогда другие души? Или я совсем один?

Ответ: Существует только единая душа, творение. В каждом человеке отрабатывается, проходит исправление одно из ее свойств.

В общей душе это свойство, частичка общего, воспринимает все вне себя, т.к. живет не собой и своими интересами, а живет общей жизнью.

Ей придается дополнительный авиют, который и создает ощущение нашего мира. И сквозь этот авиют она воспринимает все так, как будто все остальные части общей души существуют вне нее и с каждой из них происходит что-то свое, отдельное. Это как будто абсолютному альтруисту надели эгоистические очки, и он по-новому взглянул на мир.

Это и есть наше восприятие, просто сначала мы не знаем, что это всего лишь "очки", это мы узнаем только из каббалы. Из каббалы же мы узнаем, что весь мир находится внутри нас.

Тем временем сама по себе "клеточка общей души" продолжает работать как неотъемлемая часть целого, ей нужно только исправить это восприятие.

То есть, то, что все существует в нас внутри – это искаженное проявление единства и совершенства общей души - ведь все существует и происходит только в ней. Каждая ее часть ощущает все, что происходит в целом так, как будто это происходит в ней самой. Это и есть настоящее единство. Когда же этой части "надевают очки" – она просто перестает воспринимать единое целое, и все как будто происходит в ней отдельно.


Вопрос: Хотелось бы знать, почему людей поражает рак? Неужели только полных эгоистов, или есть другая причина? И как должен измениться человек, чтобы выжить, или не заболеть таким заболеванием? Жить для других, меньше думать о себе? И как помочь такому больному, чтобы у него появилось желание победить эту болезнь?

Ответ: Никто не живет и не болеет "за себя". Все мы – один большой организм, одна душа, и если даже в нашем эгоистическом мире мы зависим от других, тем более это верно для уровня, на котором мы – единый организм. Общий рост эгоистичности человечества порождает все новые болезни, которые поражают людей независимо от их "личного эгоизма".

Меняться человек должен "по направлению" к Творцу – чтобы начать видеть в происходящем управление Творца. Именно для этого нужно жить для других, ведь это то, к чему "подталкивает" нас Творец, это единственный способ уподобиться Ему. Как сказано: "Так же как Он – дающий, будь дающим и ты".

Болезнь побеждают тем, что действуют ей вопреки. В том смысле, что эгоизм побеждает болезнью все наши устремления, заставляя нас думать только о своих проблемах, - это и есть настоящая болезнь. Поэтому делая все, на что есть силы, с намерением ради других, мы действуем вопреки болезни.


Вопрос: Почему Малхут после Ц"А может что-то делать, ведь в ней нет света, нет жизни?

Ответ: Как пишет Бааль Сулам, только в нашем мире нам кажется, что состояния сменяют друг друга. В духовном предшествующее состояние никуда не "уходит", оно остается во всей своей полноте. Следующее состояние "облачается" на него. В том смысле, что воспринимаем мы более внешнее состояние, но знаем, что изнутри в нем работает предыдущее, внутреннее.

Так же и с малхут Ц"А – она наполнена своим предыдущим состоянием, Эйн-соф, или по-другому говорят – решимот от Эйн-соф. В ней самой действует закон сокращения, но внутри у нее есть модель – ради чего она сделала сокращение: ради того, чтобы, исправив обнаруженную свою эгоистичность, вернуться в состояние Эйн-соф. Именно эта ее наполненность решимот состояния Эйн-соф и дает ей силы пройти весь путь исправления.


Вопрос: Означает ли, что главной книгой в каббале является Тора (поскольку Зоар – это комментарий к Торе)? Какая же каббала наука, если она так тесно переплетена с иудаизмом? И почему?

Ответ: История каббалы насчитывает много тысяч лет. Но так как каббала – наука об уподоблении Творцу, а также практическая методика исправления, поэтому наиболее важны в ней те книги, которые написаны именно для периода окончательного исправления, то есть для наших дней. Основным трудом, который подготовили каббалисты для периода исправления, является книга Зоар. Комментарий к Торе – это форма, в которой она написана.

Судя по утверждению о "переплетении" с иудаизмом, у вас нет базисных знаний о природе каббалы и религии. Будет очень полезно, если вы ознакомитесь на блоге http://www.laitman.ru/ с материалами разделов "Каббала и религия", "Тора" и др. (в левой колонке меню).


Вопрос: Я практикующий психолог, гештальт-терапевт. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что в мире очень много людей, у которых их самоощущение, их личное "Я" еще толком не сформировано: у кого-то совсем чуть-чуть, кто-то вообще находится в постоянном "слиянии", только в слиянии не здоровом. То есть он как бы со всем миром слит, а его самого нет, и не было никогда. Формально кажется, что это и есть духовная цель.

И эти люди очень тянутся в те места, где говорят о единстве, объединении, там они получают массу удовольствия. Но мне кажется это ловушкой, потому что духовное развитие подразумевает поднятие над эгоизмом, а у них этот эгоизм так и не сформировался (в виду детских психологических травм). Уделяется ли в системе обучения Каббале этому моменту какое-то внимание? Как разрешить эту проблему? Ведь таких людей наверно немало среди товарищей.

Ответ: В каббалу людей приводит совсем другое эго, не то, с которым мы знакомы в нашем мире. Мы даже видим, что люди с сильными, осознанными желаниями, с определившимся, очень сильным эго в каббалу чаще всего не идут. Их эгоизм видит много целей в нашем мире и наслаждений, которые их, что называется, "конкретно" манят.

Дело в том, что влечение к каббале, которое проявляется у человека – это не результат опыта его нынешней жизни, к каббале как к методике исправления, его ведет опыт его души, решимот, накопившиеся в ней за всю историю ее развития в прежних жизнях.

То есть сам он может быть неопытным в жизни, не умеющим определить даже свое "я", - и вот таким несформировавшимся, неэгоистичным, - в понятии нашего мира, - его душа приводит его к каббале. Потому что "эго" его души настолько сформировалось, что ей уже не нужно и дальше накапливать разочарования от наслаждений уровня "наш мир", ей нужна уже только методика исправления, и больше ничего.

Но в процессе духовного развития ему будет намного труднее подняться над этим "эгоизмом души", чем над эгоизмом нашего мира. Потому что одно из открытий, которое он сделает на определенном этапе развития, - это то, что его стремление к духовному, к Творцу насквозь эгоистично, потому что он хочет его сам для себя. Так он обнаружит в себе настоящее свое эго.


Вопрос: Вот Вы говорите: Природа будет нас подталкивать ударами к хорошему. Почему такие непедагогические методы воспитания Природа применяет к нам?

Ответ: "Удары природы" – это всего лишь один из способов описания процесса исправления нашего эгоизма.

Внутри творения, как известно, "раскручивается" спираль духовных решимот, которые требуют своей реализации во внешнем материале – в человеке и в социуме.

Каждое новое решимо реализуется людьми, ведущими себя по-новому по отношению к природе, друг к другу. В механизм исправления включена на каждой ступени, как обязательный этап, необходимость осознания и принятия решения действовать по-новому.

Чем дальше, тем больше растет роль осознания. Мы видим это даже из эволюции человека и социума. Если первые люди "слезли с деревьев" и занялись более человеческими занятиями, слепо подчиняясь внутренним позывам и внешней необходимости, то современные изменения в цивилизации немыслимы без попытки осознания опыта, прогнозов, попыток выработки решения.

Сейчас внутри творения – человечества, – начинают реализовываться решимот, требующие принятия уже духовных решений и новой, духовной, формы общества и взаимоотношений. Духовных – в смысле: решений, принимаемых выше своего эгоизма.

Материал, из которого мы сделаны – желания. А решимот – это форма, которая воплощается в нашем материале.

Несоответствие новой форме, требующей своего воплощения в нашем материале, задействует все те же, в общем, силы: внутренние позывы и внешнюю необходимость. Это и есть те две группы сил, которыми природа нас "подгоняет".

Если не будем меняться, внутренние позывы могут выразиться в нашем эгоистическом материале в усилении жестокости, эксплуатации, насилия, стремления ко всеобщему уничтожению. А внешняя необходимость уже выражается в глобализации, системном характере кризиса, планетарных экологических проблемах и пр.

А так как осознание и решение от каждого требуется именно духовное, наперекор своему эгоизму, поэтому центр тяжести из области "педагогики природы" уже переместился в сферу свободы выбора каждого.


Вопрос: Недавно стали приходить мысли, что если Творец даст мне свойство отдачи, в общем изменит мое свойство получения (эгоизм) на отдачу, становится немного страшновато, а смогу ли я реализовать свойство отдачи через других, не подведу ли Творца, не споткнусь ли, не упаду еще ниже. Действительно страшно. Как быть?

Может быть, я прошу ношу не по себе, переоцениваю свои возможности? В общем, появился какой-то страх, и он мне мешает. Подскажите, как быть? Хотя внутренне чувствую, что этот страх нужный, но как подняться над ним, как сделать так, чтобы страх был не во вред, а имел правильное направление?

Ответ: Есть закон, согласно которому человеку дается ровно столько, сколько он сможет выдержать, реализовать.

Страх и сомнения даются, чтобы подняться над ними тем, что осознаем их эгоистическую природу. Они указывают на то, что я еще не соединен с группой, с другими, с Творцом и действуют, как вы видите, на еще большее отделение.

Значит, это прямой знак, что нужно еще меньше быть самому и больше быть в общих действиях и намерениях отдачи с другими, с Творцом. Как сказано в статье Шамати о встрече раби Элазара с Элиягу – "Иди вперед и преуспеешь!".


Вопрос: Не могу понять, как каббалистам прошлого открывались все эти знания? И как духовный мир может быть одним и тем же для всех людей? Как можно подгонять всех под одну программу? И как можно скидывать людей, кто не понимает этого, на ступени ниже, а самих себя относить к избранным?

Не кажется ли вам, что у каждого человека – совершенно неповторимая картина мира? У вас она выражается в виде такого сообщества поручителей, например. По-моему, это называется проектирование своей жизни! Мир - ведь это отражение наших мыслей? Тогда каббала является лишь вашим представлением, А НЕ ИСТИНОЙ! Разве нет???

Ответ: Единство системы и то, что у каждого ее элемента свое место в ней, совершенно не противоречат друг другу.

Любая система настолько жизнеспособна и устойчива, насколько ее элементы существуют и взаимодействуют ради нее. Говоря другими словами, элементы системы живут общей жизнью системы, а не своей личной. В природе так и происходит – все системы держатся на самоотдаче элементов.

Каббалисты смогли раскрыть этот феномен, открыв для себя, что в мире существует общая жизнь – то, о чем ученые стали догадываться только в 20 веке. Ученые раскрыли феномен общей жизни теоретически, а каббалисты – практически.

Так как это закон природы, поэтому, так же, как мы пытаемся подчиняться, т.е. войти в подобие, в соответствие с теми законами природы, которые знаем и ощущаем, так же и с этим законом можно войти в подобие, выйти на уровень его требований. То есть, приобретя свойство "жизнь не ради себя", выйти на совсем иной уровень природы, на уровень общей жизни творения.

На основании своих разработок каббалисты создали практическую методику приобретения нового свойства – отдачи. Вкратце у Рабаша это описано так: "…но чтобы научиться отдавать Творцу (т.е. выйти на уровень общей жизни природы) нужно научиться отдавать ближним (т.е. построить социум, живущий в соответствии с законом отдачи)".


Вопрос: Вы говорили, что какое состояние наших душ - так мы и воспринимаем нашу действительность. В духовном мире нет тел, расстояний, времени, а что там только силы и свойства. Скажите, пожалуйста, что видит и чувствует человек, который поднялся ну хотя бы на первую ступень духовного мира? Какая там действительность?

Ответ: Полная гармония и взаимосвязь всего сущего, а главное – возможность наконец-то жить и действовать для  других, для Творца, то, что никак не удается в нашем мире, закабаленном эгоизмом. Ответ на ваш вопрос был дан в некоторых клипах-беседах по скайпу с Владеком Занковским.


Вопрос: Уже несколько лет я виртуально с Вами. Года четыре, как с первого "взгляда" принял Каббалу всем сердцем и душой. Но меня тревожит вопрос: может это некорректно, что я без особых знаний сразу взялся распространять Каббалу, за что получаю много ударов? Мне думается, что все это естественно?

Моя 3-х летняя практика такого распространения показала, и Вы об этом постоянно говорите, что необходимо уходить от применения слова "Каббала". Четко подтверждаются Ваши слова, что в народах слово "Каббала" успело укорениться с негативным восприятием. В своей практике распространения я вынужденно пришел к необходимости вместо "наука Каббала" применять такой термин "Древняя Система Духовных Знаний" (ДСДЗ). Пользуюсь им уже около двух лет.

Это неожиданно оказалось очень эффективным "приемом". В таком термине вся информация воспринимается без особых проблем людьми любых религий и конфессий. Даже "зацикленные" люди от религии с первого раза не подозревают, что это Каббала. Думается, что таким путем, предположительно, в разы можно привлечь число сторонников воспринять ДСДЗ – науку Каббала с первого контакта.

Уважаемый Михаэль, убедительно прошу дать оценку и добро на применение термина ДСДЗ, например, при написании статьи, брошюры или книги.

У меня были попытки создать мини-группу: 1-я из атеистов – задумка провалилась; затем 2-я из местных евреев (в основном, атеисты, иудеи и христиане) – очередной провал. На данный момент без группы, но виртуально я регулярно с Вами.

Поэтому прошу Вас, может ваши товарищи подскажут мне контакты таких, как я, одиночек из города Черновцы на Украине, для еще одной попытки создать группу?

С искренней благодарностью, в ожидании ответа, Илья Коляско. Украина, г. Черновцы.

Ответ: Мы все больше переходим на распространение для всего мира, не упоминая каббалу как источник наших знаний, а пользуясь "аргументами и фактами", которые предоставляют ученые, специалисты самых разных наук, психологи, политологи, экономисты. Причем, все это вполне открыто, в интернете, для всех.

Наша цель: люди должны как можно быстрее усвоить законы жизни в глобальном мире и поручительство, принятие совместных решений как основной способ выхода из пропасти того кризиса, в который мы падаем. И именно об этом начинают писать все больше ученых и серьезных специалистов. Во многих случаях они говорят буквально нашими словами, словами каббалистов. Множество подобных материалов и сведений для нашего распространения ежедневно публикуются в блоге www.laitman.ru

Поэтому вы можете, конечно, ссылаться в практике распространения на созданный вами термин, но это нужно всего лишь как психологический прием, - чтобы было легче вам, сославшись на что-то, и чтобы было легче вашим слушателям, которые еще не понимают глобальности наших бед и еще не открыли для себя то, что и как о наших бедах и решении говорят в интернете серьезные ученые и специалисты.

Об одиночках в г. Черновцы сказать трудно, но есть на нашем сайте пару адресов не с Буковины, но с запада Украины: Тернополь - ternopilgroup@gmail.com , Ужгород - bbuzhgorod@gmail.com

Успехов Вам!


Вопрос: То, что нужно приподняться над эгоизмом – теоретически понимаю. А как это сделать? Как выглядит процедура приподнимания практически? Сколько ни думаю, она ничем не отличается от того же подавления эгоизма, которое каббала отвергает (то есть он остаётся во мне, только я стараюсь как бы его заглушить, не обращать на него внимания).

Ответ: Описать это можно так: эгоизм человека ставит перед ним свои цели и требует, чтобы человек старался достичь их. Он же помогает человеку, добавляя в каждое его действие очень сильную составляющую – его "я". Таким образом, человек ради того своего "я", которое сформировал для него его эгоизм, готов на все.

То есть, для того чтобы подняться над эгоизмом, человек должен поместить свое "я" выше уровня интересов своего эгоизма, туда, где находятся интересы его группы, интересы Творца. Тогда он ради своего "я" будет готов забыть о своем эгоизме и его целях, потому что уровень, в который он вложил свое "я", намного выше. И если он будет прикладывать усилия, чтобы осмыслить цель группы и цель Творца, постепенно он станет ассоциировать с ними свое "я".