Интегральное воспитание. Беседа №8

Интегральное воспитание человечества

Цикл бесед проф. Михаэля Лайтмана с психологом Анатолием Ульяновым

Из стенограммы 8-й беседы

15 декабря 2011 г.


Свечение из будущего

Вопрос: В общем курсе интегрального воспитания говорится, что любое действие нужно начинать с общей интегральной картины, как цели, которая ставится перед человеком. Курс психологии, вероятно, не исключение. Выходит, что любое занятие мы должны начинать именно с этого? Как это лучше сделать?

Ответ: Надо отметить, что это – не просто совет, а принципиальная необходимость. Человек должен всё время преследовать цель, быть настроенным на нее, чтобы каждое его движение, каждое выражение, каждый его запуск в тех или иных играх, обсуждениях – всё преследовало одну и ту же цель.

Тогда он действительно будет к ней стремиться и у него разовьется желание к этой цели. Он будет видеть, что всё должно быть направлено на ее достижение. Это – с  одной стороны.

С другой стороны, поскольку в природе существует одно единое поле, в котором мы все  взаимосвязаны, то когда мы ставим перед собой какую-то задачу, умозрительно представляем себе наше будущее состояние, мы как бы из этого будущего состояния вызываем на себя "привлекающие" силы – силы, которые устремляют нас вперед. Они как бы исходят из того объекта, к которому мы стремимся, и воздействуют на нас.

Это чисто психологическое явление – мы понимаем, что этого, в общем-то, нет.  Даже наше представление о будущем, возможно, не соответствует его действительной картине, поскольку в процессе нашего продвижения мы постепенно меняемся – следовательно, меняется и представление о нем.

Так же мы говорим ребенку: "Ты вырастешь и станешь таким-то, таким-то – только ты учись. Увидишь, что будет…". Он потихоньку растет и начинает понимать, что если раньше он представлял себе, что он – водитель огромного самосвала, то сейчас у него появились другие желательные цели. Мы рисуем ему определенные картины будущего, чтобы он дальше развивал их в другие, более высшие цели.

Так и здесь нам надо всё время представлять себе эту картину, до которой мы, как ребенок, должны вырасти, чтобы она влекла нас вперед. Тогда мы не будем подталкиваться сзади отрицательными силами природы, кризисами, а наоборот, будем идти вперед, увлекаемые положительными силами. При этом мы сократим путь, и он нам будет приятен.

Поэтому нам необходимо представление светлого, хорошего будущего, которое поддерживается окружающей средой, возвышается в глазах общества средствами массовой информации и т.д. Тогда у человека появятся огромные силы и вдохновение. При этом общество поощряет каждого, кто стремится к цели.

Необходимо развить такую широкую психологическую базу, в которую человек вовлекался бы как в некий несущий его поток, и он с удовольствием плыл бы по нему.

Реплика: Если я веду курс интегральной психологии, то в каждую объясняемую закономерность я должен вводить элемент интегральности?

Ответ: Да, потому что движение к цели предполагает, что на каждой части пути вы ее постепенно достигаете, приближаетесь к ней. То есть, если цель представляет собой определенный набор каких-то новых качеств, значит, любой шаг к ней предполагает освоение этих качеств, и вы должны это контролировать. Вы должны производить анализ и видеть: я двигаюсь к этому, или вдруг куда-то ушел.

А уход в сторону – это очень опасно. Потому что, если в начале вы не заметите своего отклонения, то это маленькое отклонение перерастет дальше в огромную погрешность, и вы никогда не пройдете к цели, вы будете с ней расходиться.


Единая команда

Ведущий: Любая групповая динамика проходит несколько этапов. Первый обязательный этап – это фаза безопасности. Прежде, чем человеку раскрыться, он должен почувствовать, что находится в безопасном пространстве, где его не ударят, не унизят.

Ответ: Более того, это пространство должно обладать свойством так называемого взаимного поручительства.

Для достижения цели нам необходима поддержка всех остальных, как, допустим, в хорошей, атакующей команде, или в армии, когда идут в разведку, и каждый уверен в том, что остальные всегда его поддержат. Ты рвешься вперед, потому что для тебя уже пропадает ощущение "я", а есть ощущение "мы", и оно настолько сильное, что тебе даже неважно – жить или умереть, главное – претворить общую идею.

Когда люди объединены общей идеей, они теряют личностные интересы, а общее, суммарное, начинает влиять на них так, что ради выполнения общей цели, общей идеи им уже неважно, в каком виде она будет достигнута лично для них.

Если мы достигаем такого состояния в единении общества, то человек приподнимается именно на ступень, называемую "Адам".

То есть нам необходима цель, которая всегда должна стоять перед нами. Она должна быть для нас! – не для человека, с которым мы работаем, и не для группы, а для нас. Потому что, если мы не станем к ней стремиться, природа очень больно, огромными страданиями будет толкать нас к ней своими вынуждающими силами. В любом случае, в конечном состоянии мы должны будем достигнуть такой формы общения между нами, такого единения.


Этот жестокий, жестокий мир

Вопрос: Допустим, мы собрали людей в группу интегрального обучения, и им нужно пройти несколько этапов: познакомиться, пройти фазу безопасности. В России эта фаза занимает половину времени обучения, потому что люди не доверяют друг другу. Они имеют колоссальный опыт негативного воздействия среды на человека. Для того чтобы человек расслабился, чтобы он поверил, что ему не желают зла, нужно время. Чем заполнить это время?

Ответ: Очень сложно работать с людьми, которые снова выходят в жесткий, жестокий мир.

Они отчасти расслабляются в группе, но для них это как игра, которая позволяет им принять "таблетку" и на какое-то время успокоиться. А затем, когда они снова выходят в такой мир, всё улетучивается.

Они понимают, что приходят в группу только для того чтобы расслабиться, а не чтобы стать другими. Они не могут себе позволить стать другими, иначе они будут беспомощны в этом жестоком мире, и окажутся как маленький пушистенький зайчик среди волков и лисиц. Так что, это большая проблема.

Надо создавать свой микроклимат в группе, и она должна быть относительно большой, чтобы удерживать человека в своих рамках. Он должен чувствовать ее поддержку и дома, и на работе: телефоны, sms-сообщения и так далее. То есть люди должны всё время пребывать в состоянии взаимного поручительства, обязаны поддерживать друг друга, заботиться о том микроклимате, который появляется, когда мы формируем из нас маленькое общество.

Это общество на самом деле может быть искусственное. Какая разница? – нам хорошо в нем. Это в некотором роде психологическое убежище.

Что касается России, я считаю, что там очень быстро можно всё изменить, потому что люди внутренне готовы к этому. Они не разобщены на классы, а просто были искусственно разделены. В них еще находит свою силу и проявляется так называемое социалистическое прошлое, когда хотя бы говорили о свободе и равенстве.

Поэтому если можно было бы убрать страшнейший внешний негатив, который вырывается наружу из средств массовой информации и, особенно, из этой так называемой культуры, то думаю, что это можно было бы быстро сделать. У людей накопился такой отрицательный потенциал, что они с удовольствием восприняли бы нечто  совсем иное.

Один за всех, все за одного!

Вопрос: Вы могли бы несколько шире раскрыть термин "взаимное поручительство"? Что вы имеете в виду?

Ответ: Цель творения всего мира заключается в приведении его к гомеостазису. Уравновешивание всех систем – конечная точка развития любой подсистемы. Это вытекает из исследований неживой, растительной, животной природы – они все стремятся к равновесию.

Почему дует ветер? – Давление в одном месте больше, чем в другом. Любые физические неравновесные параметры в итоге стремятся к уравновешиванию, к усреднению, к взаимной связи, взаимному проникновению. Все уровни природы поддерживаются друг другом: растения, минералы, животные и т.д. – находятся в постоянном взаимном обороте.

Последняя ступень природы, называемая "Адам" – Человек (общий собирательный образ), должна обобщить в себе все предыдущие ступени. Людям необходимо достичь такого общего состояния, такой взаимности в связи, когда именно они будут определять всю правильную глобальную конструкцию природы, ее гармонию. Человек должен достичь этого пониманием, осознанием, изучением этой картины.

Мы должны изучать интегральные системы, в которых всё взаимно связано: начало, конец, середина, центр. Нет ничего одного, что определяло бы что-то, а только все - всех. Это – как в голографической картине, по принципу которой устроена наша Вселенная и практически любой ее фрагмент, в том числе и мы.

Поэтому наше конечное состояние характеризуется тем, что все ответственны за всех. Один за всех, все за одного! И это в рамках всей массы человечества.

Картина, конечно, фантастическая, совершенно противоположная нашей сегодняшней действительности. Ни наше желание, ни разум просто не работают в этом направлении. Но природа нас к этому вынудит.

Начиная с этого времени и далее, мы входим в кризис, который определяется именно нашим неравновесием, неправильным взаимодействием между собой.

Поэтому, начиная с маленькой группы, начиная с такого представления о будущем, мы обязаны постоянно ставить перед собой это условие. Как бы мы ни называли будущую систему, пусть даже "коммунизм", – всё равно это самая устойчивая система, которую предполагает природа. И она будет достигнута, поскольку это и есть состояние равновесия.

Теперь возникает вопрос: "Как мы это представляем людям? Что значит взаимное поручительство?"

Мы и сейчас видим на примере той же объединенной Европы, которая не может объединиться, что отсутствие интегрального воспитания и образования не позволяет им правильно взглянуть на то, где они находятся. Они постоянно выбирают эгоистические, линейные решения вместо "круглых". Они всё время относятся к себе, как к дискретной, а не аналоговой системе. В этом их проблема. Поэтому все их решения ни к чему не приведут.

Это будет очень длительное разрушение, может даже мировая война. А, может быть, в итоге страданий они постепенно придут к правильному решению, потому что там уже появились люди, которые говорят о необходимости абсолютно полного единения.

Но как возможно достичь полного единения 27 стран?! Даже если ограничить их до десяти стран, – это всё равно огромное разделение по всем параметрам! Значит, необходимо воспитание.

Воспитание, его основа и предполагаемая цель и называются интегральным взаимодействием или всеобщим поручительством, когда мы поручаемся друг за друга, мы ответственны друг за друга, и именно таким образом создаем свое общество. Пропадают страхи. Пропадают заботы. Я знаю, что я должен делать в обществе. Я абсолютно уверен в том, что я получу то же, что и все остальные. Я уверен, что у меня будет все необходимое для существования.

Так мы нейтрализуем любые проблемы, которые могут возникнуть в каком-то общественном перекосе. Понятно, что это идеальная картина, к которой надо приходить постепенно.


Выше уровня смерти

Интегральное воспитание выхолащивает из человека практически всё, что характеризует наше современное  общество. Остается только лишь его нормальное, спокойное, обычное существование (мы называем его животным уровнем, но не пренебрежительно, а потому что на этом уровне существует наше физическое тело). Теперь уже человек отдает все свои ресурсы только на то, чтобы освоить следующий уровень – уровень "Адам", уровень всеобщего поручительства, подъема, единения. Именно в единстве раскрывается следующий  уровень нашего существования – постижение вечности, совершенства.

И это возможно, поскольку, отрываясь от нашего животного тела и постигая всю картину природы, ее технику, ее динамику, силы, которые пронизывают ее от начала и до конца, весь этот процесс, человек соединяется, ассоциирует себя с этим процессом и уже просто живет на этом уровне. Он как бы отрывается от своего тела (мы еще не представляем этого состояния), он настолько ассоциирует себя с достигнутым  общим единением и существует в нем, что даже если его тело умирает, он не ощущает смерти, – как будто умирает его любимое животное, которое живет рядом с ним. Он не ощущает, что его "я" что-то теряет при этом.

Поскольку наше тело представляет собой всего лишь сумму наших желаний и представлений о себе, то если мы уже не ассоциируем себя с ним, то существуем как бы отрешенно от него. Это тоже психологическая проблема, но она может быть преодолена в курсе интегрального воспитания.

К этому мы должны подводить учеников постепенно, потому что проблема смерти – проблема, постоянно "загоняемая" внутрь и, как бы то ни было, постоянно двигающая человеком. В любой задаче, которую мы ставим перед собой, мы подсознательно включаем этот элемент и обязаны на него ответить. Любое наше решение – иметь детей, содержать семью, выглядеть определенным образом в глазах общества – подразумевает элемент включения себя во что-то вне меня, потому что я, таким образом, как бы продолжаюсь.


Конформизм – это вовсе не плохо

Ведущий: В материалистической психологии есть социально-психологическое понятие "конформизм", когда один человек подчиняется мнению большинства. С точки зрения психологов конформизм – это плохо, а нонконформизм – хорошо. Возможно, что с точки зрения интегральности, конформизм – это очень хорошо?

Ответ: Во-первых, подчинение человека обществу, окружающей среде – это закон природы. То есть не существует никаких установок: нет правды и лжи, нет добра и зла, ничего, – есть только установка среды, и я этой установке подчиняюсь, я в ней воспитываюсь. То, что говорит среда, я принимаю либо как добро, либо как зло, как правильно или неправильно.

Мы можем убедить себя, что соленое - это сладкое, нет никаких проблем! Если среда начнет говорить на соль, что она сладкая, я в итоге начну употреблять соленые конфеты. Это настолько меняет наши внутренние физиологические параметры, что человек полностью меняется.

Говорить о том, что это хорошо или плохо, мы не можем. Мы констатируем факт. Разве я могу говорить плохо об ускорении свободного падения или о других физических параметрах. Это  – то, что есть. Другое дело, как мы это применяем. А говорить о том, что это плохо, и поэтому надо изменять, искажать человека – это действительно плохо. Наша задача – правильно применять законы природы с целью нашего подобия, сочетания и гармонии с ней.

Реплика: Выходит, что такой социально-психологический закон, как конформизм – это большой плюс, который помогает нам объединиться…

Ответ: Мы можем менять человека именно благодаря окружающей среде! Средства массовой информации, общество, воспитание – это та же окружающая среда. Мы избирательно влияем извне на человека, чтобы преобразовать его! Это единственный инструмент нашего воздействия на него!


Кто спасет утопающего?

Ведущий: В середине 60-х годов в Париже произошел случай, когда в бассейне на глазах у 150 человек утонул человек, т.к. никто не пришел ему на помощь. Если бы там был один человек, он бы спас его, а так ответственность как бы размылась на 150 человек. Отсюда вытекает закон, что чем больше людей, тем меньше ответственности персонально у каждого. Как такой закон можно сделать интегральным?

Ответ: Что значит "взаимное поручительство"? – Я ответственен за всех. Часть и целое равны по своей мощности, по своему влиянию – вот что предполагает закон всеобщего поручительства.

Если в конечной интегральной системе (а мы берем ее для начала любого объяснения), не будет хватать хоть одной маленькой частички – меня, тебя или его – она не сможет работать! Не сможет работать на 100%! Она выйдет из строя не на 99, не на 50, а на все 100%, потому что интегральная система предполагает участие абсолютно всех!

В итоге, закон таков, что один равен всем, один важен всем. Нет никого, кто мог бы увильнуть, не участвовать.

В интегральном обучении приводится простой пример: мы (все человечество) находимся в одной большой лодке. Если я под собой сверлю дырку в дне лодки, то тонут все! Я могу сказать: "Вы меня, товарищи, извините, это лично мое. Я хочу утонуть. Или я хочу принять ванну. Всё. Это не ваше. Какое вы имеет право входить на мою территорию и указывать или приказывать мне?!".

Если мы находимся в рамках одного закона природы – в одной лодке, как в Ноевом ковчеге, в котором кто-то может просверлить дырку, - значит, утонут все.

Исходя из этого, ответственность не может распределяться на всех! У каждого она такая же, как у всех! Поэтому каждый, кто стоит вокруг бассейна и видит, как человек тонет, должен представлять себе, что если не я, то никто. И тогда все бросаются в воду.


Особенность интегральной системы

Вопрос: Когда я сталкиваюсь с законом взаимного поручительства и вижу его действие, я тут же начинаю следить за другими, чтобы они не сверлили дырку в лодке и чисто эгоистически указывать, чтобы они этого не делали.

Ответ: С исправленной, альтруистической стороны я действую по-другому. Я говорю себе: все они идеальны, я могу быть в них абсолютно уверен, единственное, что мне не хватает – следить за собой, чтобы я правильно их дополнял.

Если я буду себя правильно вести в интегральной схеме, то вся схема будет правильная. Это обратное следствие того же закона, когда каждый ответственен за всех. Если, находясь в интегральной системе, я правильно веду себя, то обязываю правильно вести себя всю интегральную систему. Если кто-то нарушает этот закон, то вся система падает.

В технике есть примеры различных систем, в том числе и интегральной.

Есть дискретная система, где четко обозначены начало и конец, и все рабочие части импульсно сообщаются друг с другом.

А есть система, которая возбуждается от полученного сигнала, затем успокаивается,  приходит в состояние равновесия, и только после этого вы снимаете с нее сигнал как решение задачи. Это система и называется интегральной, аналоговой.

В этих системах происходит возмущение и естественно усреднение, успокоение. Вы не сможете увидеть никакого результата до тех пор, пока всё не успокоилось и не пришло к общему знаменателю, к решению.

В начале, когда вы подаете сигнал, вы приводите, допустим, эгоистическую среду в возмущенное состояние. Затем происходит исправление: постепенно достигается успокоение, равновесие между абсолютно всеми частями системы. И затем вы снимаете с нее потенциал, который является результатом ее соединения. Если мы имеем в виду человеческое общество, то полученный результат принимается всеми равномерно, одинаково, добром, и все стараются поддержать именно это состояние, потому что оно – самое комфортное для всех.


Разношерстная пирамида

Вопрос: Предположим, человек согласится с интегральной методикой своего личного исправления. Но где ему взять гарантии и доказательства, что всё остальное тоже исправится?

Ответ: Существуют люди, которые могут понять необходимость такого общества:

  • есть люди, которые приходят к этому через страдания, т.к. видят, что страдания ни к чему хорошему не ведут;
  • есть люди, которые исследуют природу, и видят из практики, из того, что постигают через естественные науки, что, очевидно, это является конечной целью природы.

Есть разные люди, и соответственно этому, все человечество делится по пирамиде.

На вершине пирамиды находятся те, кто просто это понимает, чувствует, ощущает к этому внутреннюю необходимость. Эти люди созданы такими. Их можно назвать идеалистами – они такие по природе, они готовы на это.

Есть люди, которые подходят к этому с научной точки зрения. Они согласны с этим как с реальной необходимостью, заданной нам природой, в которой мы существуем и результатом которой являемся.

Есть такие, которые могут заранее видеть результат, хотя он им и не нравится, в нем нет для них ничего привлекательного, но они понимают, что иначе нас будут гнать к этому страданиями, что называется "палкой к счастью".

А есть люди, которые просто очень страдают в нашем мире. Их огромное количество. Они борются за свое существование, и живут на уровне обычной, можно сказать, животной жизни. У них нет ничего кроме работы и забот – так они и тянут свою жизнь. Им достаточно просто объяснить, как постепенно сделать так, чтобы переложить все заботы о себе на общество, взяв на себя, со своей стороны, заботу об интегральности общества.

Практически можно понять, что когда человечество избавляется от излишеств, и приходит к такому общему знаменателю, то естественно возбуждаются огромные силы. И мы действительно можем прийти к гармонии, но только лишь под воздействием среды.

Мы видим на примере Европы, как большое число европейцев – ученых, политологов, социологов, психологов – начинают осознавать, что разорвать интеграцию очень сложно, это все равно, что идти против того процесса, который задан - задан и природой, и уже ими самими. Им очень непросто расставаться со своими деньгами, допустим, тем же немцам, чтобы выдать 500 миллиардов долларов или евро грекам, но они видят, что иначе это им обойдется дороже. Вернуть свои  деньги обратно – это же не просто их напечатать! Здесь мы начинаем вызывать на себя огромное количество отрицательных сил. Протекционизм просто опасен.

Когда мы начинаем видеть неумолимость этого процесса и постепенно объяснять его людям, с этим невозможно не согласиться – жизнь заставляет.

Мы не считаем, что надо рваться вперед и интенсивно объяснять суть процесса на всех углах и площадях. Надо вводить постепенное образование и воспитание человека, объективно объяснять, какие события у нас впереди, какие рамки, матрицы, трафареты, в которые мы должны войти, начиная с нынешнего состояния и заканчивая тем, к которому надо прийти.

Постепенно подготавливать к этому общественное мнение – значит намного смягчить весь путь, который мы должны пройти. Ведь мы пройдем его либо поневоле, эволюционными силами, которые будут жестко давить на нас, вплоть до вымирания, как это было с динозаврами, либо мы можем превратить все это в приятный, осознанный переход человека с животного уровня на уровень "Адам" – "Человек".


Необходимость, исходящая из сути развития

Нам предстоит огромная разъяснительная работа, которую надо проводить с массами, и готовить из большей части населения воспитателей.

Тех людей, которые сегодня выходят на улицы, которым нечего делать и нечем себя занять, все равно нужно как-то содержать, иначе они, голодные, разорвут вас. В любом случае возникает необходимость в их определенной поддержке. Причем, даже если вы им все-таки выплачиваете пособие, вы создаете армию, настроенную против вас.

А почему бы нам не поступить по-другому? Добавить сюда через виртуальные сети, телевидение, средства массовой информации и различные клубы всё, о чем мы говорим. Почему нам не сделать обязательным интегральное воспитание, чтобы люди через пару месяцев начали понимать, где они живут?

Против кого мне выступать? – Это объективный закон природы.

Освобождаются рабочие места? – Да они и не были нужны, мы производили просто ненужные вещи.

Мы выкачивали из земли все её ресурсы, загрязняли ее поверхность, делали ненужные игрушки, затем выбрасывали их и отравляли окружающую среду.

Посмотрите, что делается со всеми реками – невозможно пить воду.

Посмотрите, что делается с землей – какое количество пестицидов и химии.

И дальше так продолжать? Зачем?

Мы можем всё это уменьшить до разумных пределов, и вместо этого дать человеку занятие  – то, которое ему отведено от природы.

Ведь раньше мы не были такими – не занимались производством большого количества ненужных вещей! Нас сделал такими последний ХХ век только лишь для того, чтобы мы осознали зло нашего эгоизма, куда он нас гонит. Мы должны сейчас просто понять, что дальше так продолжать нельзя, мы находимся в кризисе.

Поэтому необходимость, востребованность интегрального образования начинает проявляться изнутри, из сути нашего развития.

Реплика: Вы говорите, что надо отказываться от излишеств, меньше работать, больше заниматься воспитанием…

Ответ: Это получится автоматически.


Бессилие миллиардеров и правительств

Вопрос: Один из российских миллиардеров заявил, что если человек хочет жить достойно, он вместо восьми часов в день должен работать двенадцать. То есть люди, обладающие властью, ресурсами, идут совершенно в ином направлении.

Ответ: Владельцы предприятий не смогут больше этого делать, потому что не продадут продукцию, выпускаемую рабочими, занятыми на производстве по 12 или даже по 8 часов. Никто не купит! Идет кризис, люди выходят на улицу, покупательская способность падает. Они будут увольнять людей и не станут дальше расширять свои производства. В этом нет потребности, и не будет!

Реплика: Что в конечном итоге заставит человека оплачивать курсы интегрального обучения?

Ответ: Это обязано делать правительство. Мы должны будем работать только в таком объеме, чтобы обеспечить себя всем необходимым, а все остальное направить на воспитание, на то, чтобы подняться на следующий уровень. Это закон природы!

Посмотрите, что делается в арабских странах. Выходят 100 тысяч человек на улицу, и правительство ничего не может сделать. Что будут делать эти правительства? Им даже некуда бежать, убивают на месте. Куда убежит тот же самый миллиардер? Сейчас в мире нет места, где можно было бы скрыться. Все транзакции, банки, предприятия – все открыто. Сегодня любой человек стоит перед всеми как голенький. Все всё видят, везде все фотографируют – не то, что было раньше.

Допустим, ты убежишь куда-то в тундру, будешь жить у какой-то бабки в какой-то избушке. Это твое будущее? Тут-то и скрывается ловушка.

Посмотрите на всех правителей в арабских странах. У них есть армия, деньги, власть – всё! И чем они заканчивают? И от чего: сколько людей выходят на улицу? А "задавить" их уже не могут, потому что настало другое время. Правительства  не имеют возможности, сделать так, как они желают даже с помощью армии и тайной полиции. Нет такого!

А как рассыпался Советский Союз? Это же совсем непонятно. Где армия, где КГБ, где огромные массы людей, которые занимались сохранением режима? Вдруг он пропал. Как-то, даже, непонятно. Внезапно исчез. Кто виноват? Никто – время, развитие общества.

То же самое здесь. Ожидается, что в течение следующего года освободится 500 миллионов рабочих мест. Понимаете, что это за масса по всему миру? Да они заставят свои правительства развязать атомную войну, потому что не останется другого выхода.

Нам надо объяснить этим миллионам, что природа требует от нас. Надо дать им необходимое, а удовлетворение они получат в интегральном воспитании. Это просто необходимость, которая вытекает из объективных законов природы.

Реплика: То есть в группах интегрального обучения мы можем обсуждать, что происходит в арабских странах?

Ответ: Не только в арабских странах, а везде. Мы можем приводить эти события как примеры: смотрите, что это не помогает; смотрите, что происходит с диктаторами, с подавлением народа. А что может произойти с другими? Берлускони уже ушел. Что  будет в Испании? Во всех странах? Отсюда вывод, что в итоге растет количество недовольных людей, даже живущих на пособие по безработице.

В Америке сегодня до 50% людей стоят в очереди за бесплатными обедами. Вы понимаете, что это такое?! Это почти 400 миллионов человек, половина из которых не могут прокормить себя до конца месяца. Проблемы с пособием, со здравоохранением – со всем. Все трещит по швам. Невозможно продолжать печатать деньги.

Скоро это отзовется в Китае, потому что Китай – производитель товаров. Кто их будет покупать сейчас в Америке, которая является его рынком сбыта? В этот процесс втягиваются буквально все страны, и во всех странах освобождается рабочая сила.

Представляете, если в Китае освободится 100-200 миллионов? Они сегодня живут в городах с миллионным населением. Обратно в деревню вы их не загоните. Вы не сделаете из них снова необразованных крестьян, которые удовлетворяются стаканом риса в день. В Китае на одном заводе трудятся до 50 тысяч человек. Это страшнейшая проблема.

Нет другого выхода. Чтобы не допустить развязывание войны и уничтожение "лишних" людей, надо показать, что интегральное воспитание находится в гармонии с природой и именно оно является нашим спасением и правильным путем. Потому что даже после войны ты останешься в разрухе, и все равно должен будешь делать то же самое, только страдания тебя уже к этому подгонят.

Поэтому надо разворачивать перед людьми и показывать им всю эту картину.


Детская коляска, упавшая с небес

Вопрос: Был случай, когда на беседе в психотерапевтической группе женщина сказала, что не в состоянии позволить себе родить ребенка, потому что не сможет его содержать, не сможет даже купить ему коляску, на что один из мужчин ей ответил: "Ты роди, и увидишь, что коляску тебе кто-то принесет, отдаст и все будет нормально".

В интегральном обществе человек, занимаясь своим исправлением, рано или поздно придет к тому, что природа будет все ему восполнять. Как объяснить это человеку? Должна ли женщина думать о коляске, когда рожает ребенка, или должна рожать, а там как получится?

Ответ: Дело в том, что мы не можем рассказывать человеку о системе, которая находится выше него. Мы к ней стремимся – это система "Адам". Во многих техниках и практиках люди пользуются тем, что стремятся к ее уровню и пытаются притянуть к себе ее силы из будущего. Но говорить человеку о том, что поступай так, устремляйся к этому и ты увидишь, что это получится, – в данный конкретный момент практически бездоказательно, и потому нам тяжело с этим работать.

В той мере, в которой человек включается в интегральность общества, создающего вокруг него фон взаимного поручительства, он может так поступать, потому что чувствует себя на руках общества. Но для этого он должен включиться в него, активно в нем участвовать, воспринимать это общество, как совершенное. И тогда естественно он вызовет те силы природы и те движения со стороны окружения, которые действительно принесут ему "коляску".

Но говорить о том, что мы существуем в таком едином поле, что мы его возбуждаем, что оно соответственно реагирует на нас… Конечно, психологи, социологи могут об этом говорить. Это действительно вещь, которую мы понимаем и ощущаем, что она существует, – это наш общий разум, наше общее желание, подсознательное влияние друг на друга, общественное мнение. Но с этим надо все-таки осторожно работать, потому что мы имеем дело с людьми, которые не способны сразу же воспринимать такие тонкие материи.

Поэтому просто так говорить, что ты рожай и получишь коляску… А откуда? На чем ты базируешься? Вы этим просто компрометируете  себя в глазах других, как человек несерьезный, далекий от реальности. Не думаю, что это правильный подход.

Прежде всего, нужно воспитание, а практика – чуть позже. Нам надо подвести людей к тому, чтобы они увидели, на чем вы базируетесь, и сами начали подсказывать вам решения. Не навязывать им: поступай так или этак. Они сами увидят из ваших объяснений, что, вероятно, здесь это сработает.

Это и называется: "Обучай отрока по путям его", то есть делай так, чтобы человек сам нащупал свой путь. Ты его обучаешь, а он при этом правильно выбирает свой путь.


Как вырваться из "клетки" стереотипов?

Вопрос: Большая часть людей не способна выражать свои желания и мысли. У них есть просто набор каких-то заданных клише. Человек не думает о самовыражении, а заботится о том, чтобы не сказать ничего лишнего.

В курсе интегрального обучения мы можем говорить, насколько важно внутреннее самовыражение, ведь то, что я чувствую, думаю, вижу, – важнее, чем набор стереотипов, клише?

Ответ: Я подхожу к миру, видя всех людей "зашоренными": они замкнуты, не хотят раскрываться, боятся раскрыться, потому что сразу же получат отрицательное воздействие.

В этом отношении надо оставить их в покое. Пусть каждый человек живет "в себе" таким, какой он есть. Не надо ломать его, не надо вытаскивать его, упирающегося, из его "клетки". Он не хочет выходить, а вы открыли дверь, взломали ее, тащите его оттуда, и он, несчастный,  упирается.

Это нехорошо. Этим вы вызываете сопротивление, вам перестают доверять. Вы вторгаетесь в личную жизнь человека: не облегчаете и не улучшаете, а только затрудняете ее. Он всю жизнь скрывался, он знает, что раскрыться – значит подставить себя. А вы на него давите.

Что надо сделать? Надо создать общий интегральный уровень вне его, вне нас, и тогда на него можно будет спокойно подняться. Я остаюсь сам с собой, со своими качествами, и заодно связываюсь с остальными на этом общем уровне. Я могу говорить об общей любви, об общем взаимодействии, о всеобщем поручительстве, потому что они в данном случае не мои личные, эгоистические. Мы пока не касаемся эгоизма.

Вы словно берете их в путешествие на волшебном звездолете, и они участвуют в этой игре. Они согласны подняться, согласны играться, согласны общаться. Это их не заставляет раскрываться, не заставляет подставлять себя, угрожать своему внутреннему, узкому эгоизму.

Дайте им постепенно прочувствовать это состояние, просуществовать в нем. Пусть они в нем немножко согреются, растопятся, "потискают", "пощупают" друг друга, поймут, что это возможно. Тогда из этого состояния они начнут сами на себя влиять, и вы увидите их другими.

Они вдруг обнаружат, что не должны заботиться об этой "клетке", в которой находятся, в которой все время прятались от других, – она перестала быть для них важной. Но это они сами будут решать.

Реплика: О чем же тогда разговаривать с человеком?

Ответ: О цели, о том, что впереди нас! Нужно возвышать цель, чтобы нас притягивало добро, а не гнало сзади зло! Именно это!

Человек развивается, когда ты его кормишь, когда ты за ним ухаживаешь, тогда он становится "пухлым", как ребенок, и растет. Ему нужны самые добрые впечатления.


Гармония с самим собой

Вопрос: Можем ли мы в курсе интегрального обучения обсуждать какие-то житейские проблемы, каждый раз присоединяя их к интегральности?

Ответ: Если мы говорим, что частное и общее равны, значит, можно присоединять это к семье. Вполне! То есть вы тут же переходите из класса, группы в семью и создаете в ней интегральные условия.

При этом никто не лезет друг другу в душу. Мы занимаемся тем, что создаем семью – нечто общее, над нами, где я и ты – мы. Затем автоматически подключаем к этому детей, и они тоже становятся частью этой интегральной системы. Создаются совсем другие отношения в семье.

Главное – ни на кого не давить, потому что нормальное правильное развитие предполагает внутреннюю гармонию человека со своими врожденными качествами. Я не должен их скрывать, уничтожать, как-то урезать и прочее. Я должен достичь такого состояния, когда, наоборот,  они во мне полностью раскроются.

Нам непонятно, зачем сохранять все наши отрицательные свойства: ложь, зависть, ревность, ненависть, сотни видов страхов и так далее. Но все они имеют свое решение, свою реализацию именно в этом последнем состоянии. Постепенно по мере развития человек увидит, что они ему нужны, что он их применяет, только в обратном виде, когда эти страхи заставляют его быть интегральным, и выводят его "из себя", а не заталкивают внутрь.