Интегральное воспитание. Беседа №14

Интегральное воспитание

Цикл бесед проф. Михаэля Лайтмана с психологом Анатолием Ульяновым

Из стенограммы 14-й беседы

18 декабря 2011 г.


Назревшая необходимость

Вопрос: Почему именно сейчас назрела необходимость построения новой структуры мира, в которой люди обязаны раскрыть интегральные законы и соответствовать им? Что это за интегральные законы, и как их надо выполнять?

Ответ: Эти законы исходят из духовного развития желаний, еще до их воплощения в материальном мире. В науке каббала мы изучаем четыре стадии распространения желания, его оформления и преобразования до своего окончательного вида.

Сейчас закончилась ступень развития третьего уровня желаний – эгоистического. После Большого Взрыва и возникновения жизни на Земле, человечество развивалось по тем же уровням (неживой, растительный и животный), подталкиваясь сзади всевозможными ударами, вынуждающими силами, и двигалось вперед, точно не зная куда.

Но сейчас изменилось само движение: природа подталкивает нас, но не движет вперед, и поэтому мы не можем выйти из такого длительного кризиса, который продолжается уже несколько десятилетий и затрагивает абсолютно все стороны жизни.

Мы видим, что ни в чем не преуспеваем: ни с детьми, ни в семье, ни с  работой, ни с культурой, ни с наукой, ни с образованием, ни с воспитанием – ни с чем.

Финансово-экономический кризис продолжается, и будет продолжаться, и выхода из него нет. Никто не видит этот выход.

А ведь его хотят найти неглупые люди: прекрасные умы человечества, специалисты в своих областях. Но они действительно не могут это сделать, потому что мы впервые столкнулись с совершенно новым уровнем развития, на который должны взойти.

И взойти на него мы должны осознанно: не вынужденно, подталкиваемые сзади ударами природы, а самостоятельно – сознательно устремляясь вперед. Поэтому желательно согласиться с теми изменениями, которые мы должны пройти, и тогда они в нас произойдут. От нас требуется только согласие. Только в той мере, в которой в нас реализуется свобода воли относительно этого нового уровня, - в этой мере мы и начнем изменяться.

Природа ставит перед нами задачу и постепенно показывает нам, насколько мы интегрально взаимосвязаны. Эффект бабочки и прочие исследования подтверждают, что экология, человек и вся вселенная взаимосвязаны в одно единое целое.

Об этом  говорят уже последние сто лет, начиная еще со времен Вернадского. И сейчас, если мы желаем смягчить свой путь и продвигаться не столько страданиями, сколько осознанием необходимости, нам надо ввести интегральное образование, воспитание.

Это воспитание предполагает, что те огромные массы людей, которые сегодня остаются без работы, должны проходить курсы интегрального образования: заочные, очные или виртуальные. Они будут изучать современную картину мира; то, что достигнуто человечеством; историю человечества с точки зрения развития эгоизма, о чем мы много раз говорили на наших уроках; психологию человека; его постепенное достижение интегральности.

Почему интегральности? Потому что природа гонит нас к тому, чтобы мы были адекватны ей, находились с ней в равновесии, в гомеостазисе.

В принципе, это задача науки каббала, и в частности та методика, которую мы сегодня развиваем, чтобы преподать людям без упоминания термина "каббала".


1% и все человечество

Вопрос: Основная масса людей – семь миллиардов – входят сейчас в период интегрального развития. Но есть особый тип людей – с так называемой точкой в сердце, стремлением к следующему состоянию. Что должен делать этот 1% "точек в сердце"? В чем уникальность их работы, и в чем ответственность этих людей по отношению к 99% населения?

Ответ: Поскольку люди с точкой в сердце ощущают устремление вперед, они должны его самостоятельно реализовать. Используя методику каббалы, они должны привести себя к состоянию полного подобия природе.

Поэтому мы объединяемся в группы, изучаем вместе одни и те же материалы, устраиваем конгрессы и общие уроки, чтобы лучше понять друг друга и начать соединяться.

В частности, на последнем конгрессе мы достигли определенного состояния единения – зародыша нашего будущего общего духовного желания, в котором начнем ощущать уже следующий уровень человечества – уровень "Адам", уровень нашего объединенного желания и разума.

Помимо того, что мы сами обязаны реализовать эту методику, мы должны донести ее до  всего человечества. Поэтому, я надеюсь, что наши товарищи на всех континентах, изучающие эту методику на разных языках, в течение ближайших года-двух будут включаться в систему обучения, воспитания, образования, распространения этой методики для остальных людей, которые просто окажутся за бортом жизни.

От нашего распространения зависит сейчас, насколько быстро человечество поймет, что методика нашего развития на следующем уровне уже дана, известна, и ее не надо  изобретать.

Изобретать нечего! Мы видим, как все специалисты "превращаются" в один большой вопросительный знак. А у нас эта методика есть. Нам надо, с одной стороны, просто донести ее до человечества, а, с другой стороны, внутренне реализовать самим.

В данный момент, после проведения очень удачного, особенного конгресса, мы можем продвинуться дальше в реализации этой методики на себе и в распространении некоторых знаний о ней остальному миру.


Радужная картина грядущих перемен

Думаю, что в течение ближайшего года человечество осознает, что невозможно дальше продолжать погоню за излишеством, перепроизводством, банковским "разогревом". Необходимо сдуть эти пузыри до уровня разумного потребления, до правильного распределения, справедливого разделения между всеми, как объема работы, так и равномерного достатка на всех.

А время, которое освободится у человечества (много часов в день), будет загружено интегральным образованием, воспитанием, в котором каждый человек начнет ощущать новый, следующий уровень своего существования – духовное состояние, и  станет постепенно чувствовать общность. В этом общем желании, в общем намерении, в общем течении мысли мы начнем постигать следующий уровень природы, ее гармонию. У нас начнет исчезать ощущение связи с телом, потому что оно находится на животном уровне.

К этому состоянию мы постепенно должны будем прийти. Природа нам в этом поможет - с одной стороны,  своими ударами, а с другой стороны, раскрытием все новых и новых горизонтов.

Я думаю, что ближайший год – очень сильный, основополагающий год. И здесь мы должны попытаться сделать все от нас зависящее, чтобы человечество не пошло в сторону разделения, отдаления, протекционизма, чтобы оно заранее осознало, что курс может быть направлен только на дальнейшую связь.

В Европе уже начинают это понимать. Сегодня европейский рынок – показатель того, как это происходит. С одной стороны, они немного играют в разделение: "Что будет, если мы разделимся?", и вдруг сталкиваются просто с невероятными проблемами. Так что, их курс как бы направлен на дальнейшую глобализацию и интеграцию.

Этот переход – критическая точка осознания, в какую сторону идти и где спасение. Я надеюсь, что этот особый пик, в конце концов, будет преодолен тем, что они пойдут в сторону дальнейшей интеграции, связи между собой, иначе Европа не выживет.

Тогда, возможно, это будет пример для всего человечества, т.к. если они пойдут путем дальнейшей интеграции, то внезапно обнаружат огромные силы и возможности. Им не надо будет развивать заново промышленность и все производства, – они и так от них давно избавились и перевезли все на Восток, в азиатские страны, в основном, в Китай.

Если этот процесс пойдет правильным путем, то мы увидим здесь и доброе развитие человечества, и пример всем остальным. Надеюсь, что это так и будет. Это – такая радужная картина.

А если нет, то, к сожалению, могут возникнуть очень большие международные, глобальные проблемы, после которых мы  всё равно придем к тому же результату.


Духовное происхождение первопроходцев

Вопрос: 1% человечества - это первопроходцы, которые будут обучать остальных. Но, по сути, они ничем особым не отличаются от других, просто они первые, в ком раскрылось желание к духовному. Или всё-таки есть отличие?

Ответ: Люди, в которых есть желание к реализации этого процесса, не задаются вопросом: "Как нам улучшить нашу земную жизнь?". Они задаются вопросом: "Как нам подняться на следующий уровень постижения вечности природы, ее глобальности, ее уникальности?". Выход на следующий уровень – духовный уровень, уровень постижения причины, следствия, механизма всего мироздания: не только нашего мира, но и того, который находится вне него, в более широких сферах. 1% – это люди, которые испытывают устремление именно к этому.

Они изначально, в своем духовном происхождении, в заложенном в них потенциале, исходят оттуда, с тех уровней. А основная масса человечества – с более низких уровней. Поэтому эти две части человечества должны дополнять друг друга.

Но стремление к духовному, которое проявляется у части, идущей вперед (это все наши группы во всем мире), – стремление очень серьезное, особое, специфическое только для нас, и не присущее всему человечеству.

Все остальные люди поневоле готовы принять на себя всевозможные методики интеграции, только бы улучшить свою земную жизнь, потому что им плохо, – и не более того. О чем-то большем они практически не думают. У них нет никаких внутренних потребностей, пустот, которые им было бы необходимо заполнить Высшим постижением.


Предотвратить удары природы

Вопрос: Будет ли меняться соотношение 1:99 и увеличиваться процент точек в сердце? Или в этом нет необходимости и эта пропорция оптимальна?

Ответ: Ответ очень простой: я не знаю, потому что мы проходим процесс, который никогда не проходили каббалисты.

Сейчас мы начинаем реализовывать тот путь человечества, который описан в каббалистических книгах как путь подневольного выполнения, под воздействием природы, если мы не добавим к этому свое собственное устремление к цели.

Акселерация этого пути зависит от нас. Может быть, в соответствии с этим придет большее количество людей и сократится время перехода на следующий уровень. Поэтому я не могу точно сказать, какое количество людей придет, сколько времени это займет, какие именно произойдут процессы. Мы этого не переживали.

Каббалисты пишут в своих книгах о системе Высших миров, о том механизме, который нас запускает, который на нас воздействует. Но никто из них не мог написать о том, как мы будем на это реагировать, потому что все зависит от нашего выбора, от нашей свободы воли, от наших усилий и нашей работы.

Последнюю, четвертую часть нашего развития, которая называется "Адам" – человеческий уровень, мы должны пройти, начиная с XXI-го века и далее, самостоятельным развитием и устремлением. Каббалисты не могли этого учесть: никак и никогда. Поэтому они описали только процессы, которые мы будем проходить, если станем упираться, т.е. не принимать никакого участия в движении.

Уже даже сегодня заметно, насколько наше взаимное участие, объединение, распространение каббалы, движение взаимного поручительства, смягчает картину мира; и, несмотря на большие страдания, мир не опускается до кровавых решений.

А иной путь – это путь атомных войн, массовых истреблений и страданий, это путь голодных лет, это поражение от ударов природы, когда она буквально заливает континенты водой и сотрясает всех землетрясениями. Это путь огромных страданий, причем длительных, истощающих нас.

Я надеюсь, что всё это не сбудется, и нам удастся смягчить этот путь, сделать его добрым. Наше состояние сегодня подобно родам. Представьте, насколько сложен этот процесс, если женщина рожает без всякой помощи; и насколько это удобно, быстро, безопасно для матери и ребенка, если ей оказывается всесторонняя помощь. Именно в рождении – в правильном, добром, быстром и легком рождении нашего нового состояния мы с вами должны поработать.


Пятилетку – за три дня!

Вопрос: Введение интегрального образования и воспитания – это долгий процесс? С чего его начинать?

Ответ: Это недолгий процесс, потому что, в любом случае, мы должны пройти этот путь в течение ближайших 228 лет, если он будет проходить без нашего участия.

А мы его уже намного сократили, и можем сделать так, что он будет действительно пройден в течение ближайшего времени. Это вполне возможно! Это зависит только от нас.

Сокращение пути с нашим участием – многоразовое, складывающееся. Это невозможно даже передать – разница такая же, как между тем, идет ли человек пешком или летит на самолете.


Смягчение пути

Вопрос: Что изменилось в мире после того, как мы раскрыли точку единства? Можете ли вы описать эту систему? Как работает механизм нашего внутреннего единения и тех изменений, которые в результате происходят в мире?

Ответ: Когда я был еще рядом со своим учителем Рабашем, я удивлялся, почему он каждый час слушает последние известия, и что там слушать, ведь, как правило, там говорят всё, что хотят – сплошное вранье?! Но он умел улавливать главное. И это на протяжении всех двенадцати лет, что я его знал: он постоянно 1-2 минуты слушал последние известия, а дальнейшая "вода" его не интересовала.

И это потому, что наша работа, даже в то время, смягчала картину мира. Ему интересно было узнать, насколько мир идет вперед более добрым путем.

В наше время эти движения просто колоссальные. Я не могу передать разницу, но, если бы не наша работа,  страшные террористические акты уже давно охватили бы не только Ближний Восток, но и весь мир!

Они продолжались некоторое время, но сейчас потихоньку угасают. Террористы во всех странах мира начинают говорить другим языком. Всё начинает сглаживаться, потому что, создавая внутри человеческого общества интегральность, мы уже становимся подобными общей природе.

Внутри нашего общества есть несколько миллионов человек, которые желают контакта между собой, взаимосвязи, стремятся к этому. Может быть, они еще практически очень мало достигли, но стремление – это главное. И причем, когда наш "малютка" – наше новое общее желание – устремляется к чему-то, оно вызывает в природе намного больше положительных реакций, чем какой-то большой каббалист.

Это – как маленький ребенок, который совершает в нашем мире намного больший "переворот", чем взрослый человек, потому что всё крутится вокруг него. Каждый день, из месяца в месяц он проходит огромные изменения. И то же самое происходит с нами.

Поэтому изменения огромные. И я думаю, что смягчение всех этих процессов будет продолжаться. Не будет резких движений в мире, резких выпадов чего-то или кого-то - Ирана, террористов, наркобизнеса…. Мы видим, что всё потихоньку угасает.

Единственное, что нам нужно – достичь такого состояния, когда мы начинаем успокаивать неживую природу: ураганы, наводнения, всевозможные стихийные бедствия, потому что это  – непростые глобальные силы природы, которые продолжают пока свой медленный, но верный путь развития, а мы до них еще не доросли.

Мы еще не пришли к равновесию относительно них, потому что неживой природе мы должны противопоставить неживой уровень человечества. А это как раз те люди, которые еще очень далеки от интегрального воспитания, образования, от понимания того, что в мире есть кризис. Им просто плохо, и они не связывают это ни с чем другим, а до них мы еще не добрались.

Вот когда хоть немного доберемся, мы почувствуем, что мир меняется в своей основе, и уже не будут происходить огромнейшие природные катаклизмы, которые сейчас угрожают Земле.


Важность личных усилий

Вопрос: Как человеку, который учится с нами, ощутить важность его личных усилий в изменении мира, а не только себя? Как прочувствовать?

Ответ: В трудах Бааль Сулама сказано, что все мы - в одной лодке. Если человек, находящийся вместе с нами, не прикладывает должных усилий, то отсутствие этих усилий в каббале считается ущербом, нарушением.

Бааль Сулам объясняет, что если в нашем мире человек может сидеть сложа руки и повторять: "Что вы от меня хотите? Я не приношу никого вреда", то в духовном – на нашем следующем уровне – он обязан быть интегрально взаимосвязанным со всеми остальными и прилагать к этому максимальные усилия.

Поэтому тот, кто этого не делает, "сверлит дырку" под собой и топит всех нас. Так что, он должен дать себе в этом отчет. Естественно, что потом к нему возвращается весь тот ущерб, который он причиняет остальным. Такой человек не продвинется вперед. Каждый из нас должен ощущать абсолютнейшую ответственность за всех.

В интегральных системах, как известно из науки и техники, каждый элемент  вызывает либо согласованную работу всех систем, либо нарушает их работу – одно из двух, третьего не дано. Здесь не может быть такого, как в автомобиле: где-то что-то "барахлит" - частично работает, частично нет. В интегральных системах  – или да, или нет.

Такие люди задерживают общее продвижение, и мы должны заботиться о том, чтобы они подтянулись.


Буфер между человечеством и природой

Вопрос: В зависимости от наших общих усилий по объединению и распространению, изменяется и вся остальная часть мира. Существует ли обратная связь? Допустим, если мы сейчас соберемся, создадим курсы для масс, станем объединять этих людей, количество их естественно возрастет. Это, соответственно,  повлияет на нас, на нашу возможность скорейшего продвижения, объединения? Это взаимосвязанные процессы?

Ответ: Несомненно. Мы получили возможность продвигаться вперед, чтобы повести за собой все человечество. Без нас оно не двинется вперед, а мы только ради этого и существуем. То есть, с точки зрения природы, в нас нет никакой необходимости. Мы – как буфер, который должен согласованно работать с природой и с тем остальным человечеством, которое само не может устремиться к цели.

Поэтому мы обязаны быть вместе с ними, с этими семью миллиардами. Мы обязаны создавать для них методику, пытаться приблизиться к ним, доступно объяснять и организовывать все в таком виде, чтобы им было легко, приятно, удобно, понятно,  радостно. Нам надо увлечь их за собой, причем ненасильственно, потому что движение вперед с их стороны обязано быть добровольным, осознанным.

Мы должны все время поднимать их в развитии, чтобы они осознавали необходимость движения вперед, и тогда они будут продвигаться. В принципе, все наше воспитание направлено на то, чтобы довести человека до осознания необходимости личного развития.


Спецслужбы или мы?

Вопрос: Мы говорим, что благодаря нашему объединению, изменилась обстановка: стало спокойнее, меньше террористических актов. Если нас услышит какой-нибудь работник спецслужб, он скажет: "Секундочку! Мы здесь вкалываем с утра до вечера, нейтрализуем террористов, поэтому ситуация улучшилась из-за нас, а не из-за того, что вы объединились". Что мы можем ответить этому скептику или лучше ему не возражать?

Ответ: Я, как правило, не вступаю ни в какую полемику ни с кем. Пусть говорят – неважно. Если им кажется, что они этим делают лучше, пусть будет так.

Кроме того, я вообще не считаю, что можно заменить такие службы, как безопасность, охрана и т.д., потому что человечество само по себе еще далеко от того, чтобы сознательно двигаться вперед. И те люди, которые хотят причинить ущерб, обязаны наталкиваться на организованную охрану общественного порядка.

Мне нечего ему возразить, он не видит и никогда не поймет того, что мы делаем, если сам не придет к нам на курсы.


Наши ученики – наша надежда

Вопрос: Как Вы видите реализацию курса интегрального воспитания? Должен ли он изучаться сначала в наших группах?

Ответ: В наших группах мы уже проводим начальные курсы интегрального воспитания, образования. Уже сейчас мы начинаем открывать учебный центр "Поручительство". Я призываю участвовать в нем абсолютно всех. И те люди, которые будут в нем участвовать, после такого курса будут готовы стать преподавателями и воспитателями, в зависимости от их наклонностей. Есть люди, которые склонны преподавать, есть – которые склонны воспитывать, создавать группы, проводить дискуссии, обсуждения и т.д. Это два направления: они дополняют друг друга, но идут параллельно.

Мы желали бы видеть всех наших учеников во всех странах мира воспитателями и преподавателями, потому что человечество, я надеюсь, в ближайшее время осознает, насколько оно в них нуждается, и эти люди наверняка будут загружены работой выше своих сил.


Молчуны и говоруны

Вопрос: Есть такой тип людей, которых я называю "молчуны". Они все время молчат в процессе нашего взаимодействия на уроках, а потом в один прекрасный момент вдруг уходят. Затем возвращаются. Но, тем не менее, как с ними быть?

Ответ: Они обязаны будут активно участвовать в занятиях по интегральному образованию, потому что должны фронтально изучать историю эгоистического развития, психологию поведения в семье, в обществе и т.д., – и все это на каббалистических основах.

В принципе, у наших товарищей есть эти знания. Им надо просто оформить все это в один единый пакет. Это будет совсем не сложный и не длительный курс.

Но параллельно им нужно пройти курс по воспитанию, где они будут проводить между собой обсуждения, устраивать суды, всевозможные особые игры. И в них каждый "молчун" должен будет участвовать наравне с остальными, начиная именно с вербального общения, а затем и внутренне. Тут им уже не будет возможности никуда увильнуть. Причем есть люди, которые действительно молчуны, но они прекрасно усваивают материал вместе со всеми и многое ощущают, а их поведение – такая скромность внешнего выражения.

Следует учесть, что уровень развития, который мы сейчас должны достичь, предполагает свободное участие человека в личностном внутреннем процессе развития и здесь нельзя проявлять насилие.

Если мы играем, то потихонечку вводим такого "молчуна" в игру. Естественно, есть такие люди, которые рвутся вперед: "Я, я, я!". А есть такие, которые сидят, и как бы ты его ни тянул, он упирается и ни в коем случае не хочет выходить и брать на себя какую-то активную роль. Надо принимать во внимание эти естественные, исходные, исконные человеческие свойства и щадить человека. Я не считаю, что это надо исправлять. Надо просто использовать такого человека на других работах.


Информация о самом сокровенном

Вопрос: Сегодня, нормального человека, живущего своей жизнью, ничего не интересует, кроме бытовых вопросов. Что заставит его заниматься на интегральных курсах, если ему тяжело учиться? А ведь он должен приобретать очень много разнообразных знаний. Как нам заинтересовать человека?

Ответ: Я не думаю, что это очень сложно, потому что мы рассказываем ему о нем самом, о его быте, об обществе, в котором он живет. Мы ему практически объясняем то, что он видит и где находится. Мы не даем ему ничего теоретического.

Проблема в образовании возникает тогда, когда вы чисто умозрительно рассказываете человеку о каких-то действиях, законах, а он их не видит, не наблюдает, не имеет с ними никакого дела. Или даже, может быть, видит, когда вы показываете ему какой-то прибор и объясняете, как он работает, а человек не понимает.

Здесь вы объясняете ему как бы на пальцах: это мама, это папа, ребенок, бабушка, а это супермаркет, работа и так далее. Вы ему показываете взаимодействие всей системы, насколько она порочна, насколько природа требует от нас глобальности, интегральности. Вы ему рассказываете о теле: как работает организм, в чем заключается проблема, когда он выходит из равновесия (это все наши болезни), как мы его приводим в равновесие с помощью всевозможных химических добавок, потому что мы всего-навсего "мешок" с электролитами.

Вы объясняете ему, что он собой представляет и где он непосредственно находится. Это близко каждому человеку. Поэтому я не думаю, что в правильном курсе интегрального образования кто-то увидит какую-то сложность. По крайней мере, даже наши дети воспринимают это абсолютно естественно и все быстро схватывают.

Поймите, что в итоге мы говорим о душе человека, о том, что в нем самое внутреннее, самое сокровенное, самое близкое ему. Если мы правильно разворачиваем перед ним картину его природы, то он ее ощущает и понимает.

Он понимает, что говорится о чем-то очень важном для него – о нем самом. Причем объясняется, как убрать все отрицательные ощущения, все проблемы, достичь чего-то такого, что невозможно приобрести ни за деньги, ни за усилия, а именно так – через включение в воспитание. Не в образование, а в воспитание.

Воспитание – это обсуждение изучаемого материала в процессе общения людей между собой, когда они своими взаимными вопросами и ответами, выясняют то, что проходят. Это осуществляется на практике, не спеша, в свободной дискуссии. Не думаю, что есть кто-то в мире, кто не способен узнать что-то о себе в таком виде. Кроме того, мы готовим для этого большое количество всевозможных видов передачи информации: это и музыка, и стихи, и книги, и романы, и кино, и клипы, это небольшие устные и письменные объяснения.

Я не видел еще такого примера, чтобы человек не мог это воспринять. Наоборот, такую информацию, в отличие от всех других учений и наук, каждый человек будет воспринимать, как нечто свое личное.


Пилюля сладкая или горькая? Выбор за нами

Вопрос: Можете ли Вы нарисовать простому человеку идеальную картину того, насколько ему будет хорошо, если он начнет учиться на курсах интегрального воспитания?

Ответ: В первую очередь, наш основной курс включает объяснение всей эволюции человечества: к чему мы приходим, почему сейчас возникает необходимость избавить человека от лишней работы, несостоятельность дальнейшего эгоистического развития, с которого мы падаем. Мы развивались словно по кривой вверх, а в ХХ веке произошел очень резкий скачок: мы вдруг ощутили перенасыщение, когда больше уже ничего не хотим, и не знаем, что делать дальше.

Теперь перед нами есть две возможности: срыв вниз и крушение или постепенное уменьшение наших потребностей и избавление от излишеств до уровня разумного потребления, но не ниже необходимого.

Когда ты объясняешь все эти проблемы, включая проблему с экологией, с ресурсами Земли, с бесконечностью эгоизма, человек все начинает понимать: он видит, что иного выхода нет. Сегодня, когда он читает или слышит что-то о проблемах Европы или Америки, он ощущает эту безысходность.

Сегодня весь современный мир – Америка, Европа, Китай – эти три огромные страны входят в такой кризис, из которого нет выхода. И нигде, ни в каком месте в мире никто не может похвастаться, что находится в противоположной фазе развития. То есть мы видим, что другого пути нет. Мы должны показать человеку необходимость иного пути развития. Выход из кризиса заключается в большей интегральности, в подобии с природой.

Реплика: Но все-таки, когда Вы говорите об интегральности, надо посластить это объяснение,  дать человеку "конфетку"...

Ответ: Все самое приятное, здоровое, цельное, благостное, безопасное исходит от нашего равновесия с природой. Сегодня природа предлагает нам только одну единственную картину – картину полной интегральной взаимосвязи между нами и с ней. Невыполнение нами условий Природы мы будем ощущать как большие неприятные отрицательные воздействия, вплоть до войн, уничтожения, эпидемий и т.д. Так что, у нас нет другого выхода. Это все можно показать, объяснить.

Дело в том, что людям некуда деваться. Процесс распространения каббалы, методики интегрального преобразования человечества – это длительный процесс. Мы должны выполнять его терпеливо, на всех континентах, и тогда постепенно человечество это увидит. Это будет происходить наряду с неизбежными ударами, иначе люди не обратят внимания на то, что мы предлагаем.

Но мы не должны ждать ударов. Мы должны как можно ближе пододвигать к людям лекарство. Но если они его не заметят, тогда будет небольшой удар, на который они уже обратят внимание, и большие удары не понадобятся.


Как выявить "карьеристов"?

Вопрос: Мне видится система интегрального воспитания, как большое количество групп по всему миру: виртуальных и физических. Это огромная масса людей. Среди них могут оказаться люди, у которых просыпается "точка в сердце". Нужно ли создавать у них какой-то механизм "карьерного роста" – перехода, в группы более интенсивного обучения?

Ответ: Они сами выявятся и захотят этого. Они сами подойдут к преподавателям, предложат им свою помощь, захотят участвовать  в этом процессе. Естественно, что тогда они перейдут уже в те группы, которые представляем мы. И таких людей будет очень много. Надеюсь, что их будет сотни миллионов.

Но все равно, основная масса человечества останется такой же инертной, как сейчас. И мы обязаны будем ее воспитывать и образовывать. Ничего не поделаешь, это – пирамида. Основная масса находится в основании пирамиды, ее тяжело сдвинуть с места. Но благодаря кризисным проблемам, в ней проявится чуткость.


Замкнутые общества и интегральное воспитание

Вопрос: Есть страны, культуры, в которых легко представить процесс самопознания,  допустим, в Америке или в развитых европейских странах. Но есть общества, где настолько сильны древние традиции, что представить себе внедрение там интегрально воспитания пока сложно. Как Вам видится, что должно произойти, чтобы эти люди начали "садиться в круг"?

Ответ: Я вижу, что в течение буквально десяти-двадцати лет такие общества преобразуются во что-то совершенно новое.

Посмотрите, что стало с Индией или Китаем, с его замкнутым укладом жизни в селах, в отрыве от всякой цивилизации. Смотрите, что делается сейчас, как живут люди: на какой-то койке в общежитии при заводе, на котором трудится не меньше 50 тысяч человек. Все совершенно изменилось.

А теперь эти люди становятся безработными, и куда им вернуться? Человек потеряет свою койку в общежитии - и всё, для него уже нет другого места, другого угла в мире. Ужасно, что происходит в таких странах. А Китай и Индия – это огромные пространства.

Необходимо понять, что изменения могут быть очень крутые, резкие, быстрые, и я думаю, они не заставят себя ждать. Я вижу, насколько быстро меняются даже страны Персидского Залива, допустим Арабские Эмираты. Это, в принципе, образованные страны, все население которых находится на комфортном уровне, но их уклад, клановость, очень быстро меняются в наше время – внезапно пропадает вся основа для этого.

Поэтому замкнутые общества, хотя еще и существуют тут и там, но представляют собой вкрапления в общую массу, которая живет уже более-менее современной жизнью.


Повод для радости

Вопрос: Если человек правильно выполняет методику интегрального воспитания, участвует в ней, то у него есть чувство радости, которое сейчас редкость в обычной жизни. Могли бы Вы сказать несколько слов об этом чувстве?

Ответ: Мы созданы так, что наше желание утоляется именно интегральным ощущением одного общего желания, одной общей мысли, замысла. Раскрытие этого следующего уровня, раскрытие Творца или природы, наполняет абсолютно все наши пустоты, не оставляя ничего.

Поэтому человек, который движется к интегральному наполнению, чувствует  абсолютный комфорт, и главное, поднимается над всеми ограничениями нашего мира: временем, местом, расстоянием, перемещением. Он потихоньку отключается и перестает ощущать свое тело, потому что воспринимает все в интегральном, а не в личном желании. Он не ощущает смерть, потому что обретает свое существование на следующем уровне раньше, чем расстается со своим физическим телом.

Здесь  нам предстоят такие открытия, о которых подсознательно мечтает каждый из нас. Но мы надеемся, что сможем показать это человеку довольно явно, ощутимо, и люди поймут, что природа раскрывает перед ними величайшее обретение. И все миллионы лет нашего развития мы только к этому и шли. Сейчас мы находимся именно на входе в новый мир.

Прошедший конгресс и то, что мы делаем сегодня, – все это предназначено лишь для того, чтобы раскрыть наше рождение. Как рождающийся ребенок должен пройти переход из лона матери наружу, так и мы сейчас должны приложить все усилия, чтобы наконец-то родиться, и тогда нам будет понятно и легко объяснять все это другим. Я надеюсь, что в ближайшее время это произойдет.

Реплика: То есть сейчас у нас есть повод для радости?

Ответ: Я считаю, что мир, который сегодня начинает раскрывать свою замкнутость, интегральность - с одной стороны, и невозможность выхода из того тупика, в который загнал нас эгоизм, - с другой стороны, а так же наша методика, которую мы постепенно начинаем подавать миру – все это в ближайшее время соединится в одном едином осознании в человечестве. И тогда мы почувствуем решение проблемы и начнем ее реализацию в полную силу.