Каббалисты - о любви

Великие каббалисты о свойстве "любовь":

Рашби 

Рашби называл занимающихся простой Торой, спящими, потому что не раскрывают глаза свои видеть любовь Творца к ним, будто пренебрегают этим и совершенно не знают пути к совершенству и слиянию с Творцом, хотя говорится "Слейся с Ним", что достигается познанием совершенства Творца и овладения им. (Рамхаль, Маамар авикуах, стр. 97)

 

Рамхаль

Есть два пути война (страх) и мир (любовь) получить свет мудрости. Путь страха - через борьбу и уничтожение нечистой силы войной. Или путем любви, слиянием со светом Творца, отдачей. И человек должен избрать свой путь от времени и исправлений. Исправление светом - впустить в себя свет Творца, слиянием с ними, как наполняется светом душа. (Рамхаль, Адир бе маром, стр. 56)

 

Рав Мешулам Фейбиш

Отличие тайной мудрости от открытой, в том, что находящийся в тайной мудрости постоянно думает о Творце. Отличие это невозможно передать, оно либо воспринимается сердцем, либо нет. И это называется "Тайное учение", потому что не может человек передать его другому человеку, как вкус блюда невозможно передать тому, кто ни разу не вкушал его. Это и называется "скрытое" - невозможность передать и объяснить другому. Также и любовь к Творцу и страх перед Ним - невозможно передать другому, потому что это ощущение сердца, а потому называется "тайное". (Рав Мешулам Фейбиш, Йошер диврей эмет, стр. 14)

 

Рамбам

"Не познает человек любви Творца, пока не будет все время думать о Нем, как Сам Творец заповедал нам (Дварим, 6:5): "И возлюби Создателя твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею..." Любовь к Всевышнему возможна лишь через познание, и именно от познания зависит любовь. Потому должен человек изучать те науки, что дадут ему знания о его Создателе, и все зависит от способности человека познавать." (Рамбам, Законы возвращения к Творцу, гл.10, зак.6)

 

Бааль Шем-Тов

...Рав Барух спросил своего деда Бааль Шем Това: "Известно, что в давние времена желавшие постичь Творца постоянно подвергали себя ограничениям, а ты их отменил в соответствии со сказанным, что каждый, подвергающий себя добровольным лишениям, является нарушителем Торы и должен дать ответ за это. Так что же главное в работе человека над собой?" Ответил Бааль Шем Тов: "Я пришел в этот мир показать другой путь - человек должен стремиться овладеть тремя вещами: любовью к Творцу, любовью к народу, любовью к Торе(отдаче) - и тогда нет необходимости в добровольных лишениях".

 

Рабаш (книга "Даргот Асулам")

Смотрю я на крохотную точку, которая зовётся любовью к ближнему. И размышляю над ней: что же могу я сделать для того, чтобы насладить остальных? И когда смотрю я на всех вместе, то вижу муки, болезни, боли, страдания каждого члена общества, и глобальные, войны среди народов. Но кроме молитвы мне им нечего дать. И это состояние называется "страданием горем общества".

 

Существует любовь к себе и существует любовь Творца. Но есть между ними и нечто, что помогает прийти к Любви Творца - это любовь к ближнему. И потому сказал раби Акива: "Возлюби ближнего как самого себя - это главное правило Торы". А раби Илель Закен сказал, что вся Тора заключается в том, что "не делай другу, что тебе самому ненавистно", потому как только с помощью любви к ближнему можно научиться Любви к Творцу. И тогда вся Тора и вся Её мудрость наполняют сердце человека.

Как сказано в "Предисловии к Талмуду Десяти Сфирот" в качестве примера из мидраша: "Сказал Творец Исраэлю: "Вся мудрость жизни и вся Тора становятся лёгкими, если есть у человека страх предо Мной, и если слова Мои - Тора для него. Тогда сердце человека - это мудрость и Тора."

Что же это за страх? Это боязнь, что не сможешь доставить наслаждение Творцу. Поэтому тот, кто удостоился любви Творца, тот, как и Творец, желает насладить, потому как слился с Ним по свойствам, и Творец раскрывает тогда человеку Тору и мудрость. Приходят к этому в том случае, если основываются только на одном - на любви к ближнему, тогда лишь достигает человек ступени, где раскрывает ему Творец Свою Любовь и удостаивает его Мудрости Торы. Когда удостаиваются этого, удостаиваются получения Торы непосредственно от Творца, тогда видят всю Её Цельность, Простоту, Совершенство и Вечность."

1 комментарий »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.