Ynet: Не всякий спор – грызня

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Не всякий спор – грызня

Израильская культура диспута деградировала в общепризнанный «стандарт» оскорблений и перепалок. Мы лишили друг друга права на иную позицию, и пропасти между нами становятся угрожающими.

2016-04-09_ynet_f160307ys55-min_w

В этих условиях просто необходима действенная система, позволяющая сохранять различные мнения и в то же время возвышать над ними общую цель. Разногласия должны быть источником процветания, а не раскола.

Израильтяне любят спорить – где угодно и о чем угодно. Острые дебаты в кругу семьи, нападки в Фейсбуке, жёсткие аргументы на дороге. Вот и обитель народных избранников тоже превратилась в арену раздоров, ярко освещенную юпитерами средств массовой информации.

Кнессет является центральной площадкой израильской полемики. Здесь задаются (размываются) её каноны и очерчиваются (стираются) её красные линии. Не успеет высказаться один депутат, как другой тотчас опровергает и громит его в пух и прах. 

Разумеется, нет ничего плохого в конструктивной критике и глубоком разборе предмета, однако значительная часть политических, как впрочем, и общественных дискуссий в стране проникнута узкими интересами, а не реальным желанием принести пользу. Как правило, конструктивность публичных диспутов обратно пропорциональна их телевизионному рейтингу.

В результате показную ультимативность мы часто путаем с принципиальностью, громогласность – с доказательностью, а броские формулировки – с правотой. По сути, нас учат изначально презирать чужое мнение, нас приучают конфликтовать без шансов на согласие, нас отучают от любых проявлений уважения к оппонентам, чтобы мы, не дай Бог, не нашли точек соприкосновения. Так нами легче управлять, и политики отлично это понимают, к какому бы лагерю они ни принадлежали.

Всё плохо?

Можно ли назвать поляризацию и непримиримость, царящие в израильском обществе, свидетельствами его провала?

Нет. Напротив, это всего лишь ещё один из серии ультимативных постулатов, которые отнимают у нас шансы на нормальное обсуждение и на решение проблемы.

Каббала приветствует разногласия и противоречия развитого общества. Такому обществу по природе свойственна многоликость. Оно охватывает широкий спектр концепций, воззрений, идей. Плюрализм, споры, общественные дискуссии не просто легитимны, а необходимы. Попробовав затушевать, замять конфликты, мы получили бы взрыв.

Однако поверх всего этого требуется прочная надстройка, «склеивающая», связующая, сплачивающая нас над всеми расхождениями. Иначе в конечном итоге мы просто-напросто «перегрызем» друг друга.

Две линии

Вся еврейская история пронизана разноголосицей, над которой нам временами удавалось брать верх. На пике раздора мы погрузились в беспричинную взаимную ненависть, которая привела к разрушению Храма.

С тех пор в народе Израиля доминирует одна сила, которая в каббале называется «эгоизмом» или «левой линией». Если использовать её как есть, она порождает разобщение, вражду, доходящую до полного антагонизма, когда каждый претендует на абсолютную правоту, не уступая остальным ни пяди территории наших убеждений. Таков печальный итог: каждый убежден в непогрешимой истинности собственного взгляда, хотя на самом деле мы просто смотрим на единую реальность с разных ракурсов и делим общую судьбу.

Вывод отсюда прост: нам нужен противоположный заряд. Отрицательная сила побуждает человека заботиться о себе, ценить себя – а мы противопоставляем этому общий позитив, правильно выстроенные социальные отношения, в которых интересы общности, семьи превалируют над междоусобицей. Мосты над конфликтами – вот что нам нужно. А если по-каббалистически, то «правая линия», сила единства, компенсирующая раздор между нами.

Золотая середина

Для начала надо понять: как бы нас ни разъединяли, ни к чему хорошему для нас это не приведет. У еврейского народа общее будущее, хотя сегодня различные его части почти не соприкасаются между собой. В этом будущем мы либо приподнимаемся над своими противоречиями, либо погрязаем в них. Либо укрепляемся во взаимном согласии, либо изнемогаем от взаимной ненависти.

Сегодня мы словно глухие: каждый сектор, а то и каждый человек, стоит на своем в гордом одиночестве – в ушах затычки, сердце на замке. Только общая цель позволит нам расслышать друг друга, впустить других в свою неприступную крепость.

Для этого не нужно идти на горький компромисс, не нужно изменять принципам или поступаться своей уникальностью. Наоборот, именно разность потенциалов делает нас сильнее, именно богатство красок вдыхает жизнь в наше общее полотно. Именно контраст оттеняет каждую деталь и в то же время делает её гармоничной частью целого.

В результате между нами открывается новый пласт соприкосновения, словно звенит струна, которую раньше мы не задевали. Две линии отношений, дополняя друг друга, генерируют третью – среднюю. Ту, которая уравновешивает, сочетает пропасти и мосты, взлеты и падения, любовь и ненависть. Она способна примирять противоположности, она наполняет новым смыслом наши споры и конфликты, наше извечное желание возвыситься над другими – так чтобы огонь этих страстей пылал в горниле единства, которое мы куём вместе.

Так умудрённые жизнью супруги подогревают свои чувства размолвками, чтобы, отстранившись друг от друга на мгновение, стать еще ближе.

Мудрость единения

Бесконечные социальные распри ввергают страну в безучастность, в небрежение, в жестокость, в коррупцию, во все «прелести» израильской действительности, расползающейся на лоскутки секторов и интересантов. Всё это – симптомы болезни, и лечение одно – нам надо водворить мир в своих рядах. Но не по-любительски, не благостными призывами и детским морализаторством, а по-взрослому, по системе, которая уже доказала себя и ждёт применения.

Каббала – наука социального сплочения – не пытается сгладить острые углы или скрыть наши различия. Нет, она меняет само наше отношение к противоречиям, поднимает туда, где видна общая картина, имеющая совсем иной смысл. Противоположности в ней – вовсе не помехи, а средства формирования единой интегральной системы, живущей по законам взаимного поручительства.

Если мы не выстраиваем эту систему, нас ждет серия коротких замыканий, а в финале – тотальныйблэкаут нежизнеспособного общества, проигнорировавшего очевидное веление времени. Гораздо приятнее отстраиваться на твердой основе, а не на руинах, верно?

Так давайте возьмем на себя ответственность и конструктивно обсудим первый шаг – создание системы, которая займется программой реализации интегральных принципов в обществе, во всех его частях без исключения. Нам нужна непрерывная цепочка социальных нововведений, инициатив, мероприятий, демонстрирующих верные примеры и наглядные результаты – вместо нынешней безнадежности. Нам нужно разглядеть, наконец, ценность, эффективность единства и воспринять единство как ценность.

Ни одно правительство не возьмется за это без общественного запроса. Да и вообще, это вопрос не политики, а нашей зрелости, нашей готовности действовать на благо страны, ради себя и детей. Мы никогда ничего не докажем друг другу, но это и не требуется. Мы сможем замечательно жить вместе. Наше будущее действительно в наших руках.

Источник: ynet от 06.04.2016

Предыдущие статьи:

Ynet: Школа чувств: превращаем ненависть в любовь

Ynet: Десять мифов о каббале

Ynet: Новое обществоведение

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.