Свобода в несвободе от любви

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Большинство людей воспринимают Песах как неделю праздника. И вдруг Вы говорите, что в этом состоянии можно находиться каждый день.

Ответ: Как только я обнаруживаю в себе, что нахожусь во власти фараона (эгоизма), и мне необходимо каким-то образом подняться над ним, выйти из него, я сразу же пытаюсь прикладывать все возможные усилия, чтобы преодолеть его.

Но сам я не могу превозмочь эго, я с ним не воюю и даже люблю его. Это самое главное, что должен понять человек! Ведь эгоизм помогает мне подняться. Сказано, что человек должен одинаково благодарить как за хорошее, так и за плохое. Тот из нас велик, кто может обратить своего ненавистника в любимого. 

Если правильно смотреть на эгоизм, то мы нуждаемся в этой силе. Потому и говорится, что фараон приблизил народ Израиля к Творцу. Если бы в нас не было злых побуждений, если бы мы не испытывали страдания, то никогда бы не ощутили потребность в связи с Высшей силой, с Творцом.

Но сейчас мы рассматриваем этот вопрос на земном, практическом уровне. И если мы находимся в постоянном эгоистическом росте, то Песах для нас – пример возвышения над эго. Не зря сказано, что в каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он выходит из Египта. 

Под "поколением" имеется в виду каждый момент времени, потому что каждое изменение во мне считается новым поколением. Я всегда должен чувствовать себя выходящим из Египта, хотя сразу же попадаю в новый Египет и вновь выхожу из него, и снова попадаю – и так очень быстро заканчиваю все свои исправления и дохожу до цели.

Как она достигается? Наука каббала дает очень простое объяснение: объединением! Конечная цель, к которой мы должны прийти – "возлюби ближнего, как себя", и достичь ее можно за счет всех возможных усилий по сближению между нами.

Каббала объясняет, каких именно. Ведь наш мир полон всяких идей, теорий, практик. Всё, что выдумали люди, взято из различных философий, религий, верований и психологических ухищрений взамен науки каббала.

Человечество искало, как укротить свой эгоизм, потому что он разрывает его: не позволяет жить в семье, общаться с друзьями, правильно взаимодействовать друг с другом. Что делать с самой природой? Почему она настроена против нас? И не только она, но и сам человек настроен против себя!

У людей не было правильной методики воспитания. Поэтому они вводили законы, подавляющие, сжимающие, уменьшающие эгоизм, пытаясь подчинить его себе. Подавление – основа всех религий. А нам нужна методика, которая уравновешивала бы эгоизм, и тогда каждый мог бы им правильно пользоваться, но не подавлять!

Революционность науки каббала заключается в свободном развитии эгоизма и в последующем возвышении над ним.

Каббала приводит человека к состоянию свободы. Ты не стесняешься, не порицаешь себя, не обвиняешь других. Ты лишь должен постоянно стремиться раскрывать методику дополнения эгоизма противоположной ему силой, чтобы они взаимно правильно работали.

Эгоизм поднимал бы альтруистическую силу – силу любви, и вместе они работали бы в гармоничном симбиозе, перекатываясь: пе-сах, пе-сах.

Невозможно обойтись без изгнания из доброго свойства любви в свойства, которые олицетворяет собой Египет: жесткость, ненависть, власть. Но вдруг, когда они покрываются любовью, ты уже не ощущаешь их таковыми, и выполняешь их из любви, хотя и кажется, что вроде бы ты жестко ограничен.

Ведь, чтобы "возлюбить ближнего, как себя", ты должен заботиться обо всех! Где же в таком случае твоя свобода? Наоборот! Ты постоянно думаешь только о том, чего кому не хватает и как бы им чем-то помочь. В итоге, где же "я"?

Парадокс, но благодаря любви ты забываешь о себе, и тогда ты абсолютно свободен. Ты находишься в постоянном движении, в постоянной заботе, однако она сладка и нет ничего более радостного. Как у матери, которая заботится о младенце, и это доставляет ей огромное наслаждение.

Поэтому нам надо просто понять, каким образом эгоизм начинает действовать вместе со свойством любви в таком дополнении, что мы его уже не ощущаем как эгоизм. Он нужен нам, ведь без него мы не испытывали бы никаких положительных чувств.

Я могу почувствовать другого именно благодаря тому, что не хочу этого, но инверсно "оборачивая" его на новый объект, получаю новые чувства. Иными словами, чем больше ненависть, тем больше любовь. 

Сказано в Книге Зоар, что ученики рабби Шимона, написавшие ее, перед началом каждого занятия ощущали глубокую ненависть друг к другу, а затем, начиная объединяться, создавали любовь. Именно так они смогли постичь это духовное свойство и описать его в Книге Зоар.

Они должны были ощутить испепеляющую ненависть, чтобы потом подняться над ней и раскрыть вместо уничтожающего огня ненависти огонь любви. Только из противоположности двух свойств они смогли описать постигнутое ими огромное сияние.

Из ТВ программы "Беседы о Песахе" №2, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – праздник, который всегда с тобой

Замысел Природы: предпосылки к Песаху

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.