Психология масс

каббалист Михаэль ЛайтманСфира Даат требует от нас осмысленного участия в управлении Творца. И сейчас к этому подходит весь мир.

Связь с Творцом существует всегда, однако поначалу мы не замечаем ее, подобно новорожденному младенцу, который дрыгает руками и ногами, не зная, где находится. Но бывает и так, что ребенок отстает в развитии: он уже должен что-то понимать, как-то откликаться, улыбаться, просить, требовать. По "часам развития", ему уже исполнилось полгода, и свыше к нему относятся соответственно – а он все еще ведет себя так, словно ему только месяц. Этот разрыв, это отставание – и есть кризис, который мы сегодня ощущаем.

Нельзя потакать отстающему ребенку – ведь в таком случае он никогда не вырастет. Стрелки часов не остановить – потому-то мы и идем путем страданий.

Сфира Даат – это нечто совершенно новое, она выстраивается свыше по нашему требованию. И потому всё дело в нашем обращении: мы должны потребовать, откликнуться Творцу в мере того, насколько понимаем и ощущаем Его, замысел творения, программу творения, насколько хотим участвовать в ней. Всё это и есть сфира Даат.

Само слово Даат (разумение) включает мудрость (Хохма) и понимание (Бина), сосуд и свет. Я начинаю понимать, ощущать, разбираться в происходящем, уподобляться Творцу, я принимаю от Него управление всей системой. При помощи сосудов отдачи я управляю сосудами получения.

И это не только моя система, как раньше, – а общая. Я включаюсь в Бину в мере того, насколько выхожу из самого себя к ближнему, к другим. Ведь ближний для меня – это Бина, к которой я восхожу в качестве Малхут. И сфиру Даат я ищу именно там, внутри, в объединении между всеми, в помысле и желании группы. Общая территория между нами, вне каждого из нас – вот мое разумение. Там я раскрываю силу получения и силу отдачи, а главное я раскрываю там Кетэр, Творца. 

Вопрос: Как сфира Даат связана с решимот, которые относятся к этому подъему?

Ответ: Она сама – решимо, потребность. Допустим, находясь в определенном состоянии, я пробуждаю, проявляю, обрабатываю его, придаю ему форму потребности в отдаче. Как же мне ее реализовать? В выходе к другим, к ближнему – иными словами, к группе. Я представляю себе более высокое состояние как включение в группу, где я найду желание и разум, общие для всех товарищей. Я поднимаюсь, отключаюсь от себя, и от меня самого ничего не остается, кроме этого желания выйти наружу. Я целиком включаюсь в общий разум и общее чувство группы.

Только так можно правильно представить себе сфиру Даат. Разум и чувство, которые мы там раскрываем, – это Хохма и Бина. А затем мы раскрываем того, кто их формирует, – Кетэр, Творца. Именно эта задача стоит сегодня перед нами, и она совсем проста.

Вопрос: Значит, Даат – это наш общий разум?

Ответ: Да.

Стаи животных инстинктивно обретают общий, более высокий разум. Люди, превращающиеся в массу, напротив, теряют свой разум и опускаются уровнем ниже, поскольку не могут наладить связь на более высокой ступени. Как следствие, все они утрачивают самостоятельность, подчиняясь общей силе, и в этой силе выбирается свыше некий элемент, посредством которого ведется управление всей массой. Как правило, такому человеку придают харизму, способность "гипнотизировать", увлекать за собой публику.

Масса лишает каждого индивидуальности. Кто попадает в нее, тот сразу подчиняется ей. Таков закон природы. В массе (99%) личное желание и мышление снижаются до нулевого уровня – все превращаются в "стадо" и готовы вместе на что угодно, без власти над собой. Все бегут – и я бегу, словно подхваченный каким-то порывом.

С другой стороны, в группе (1%) мы должны использовать этот закон осознанно, поднимаясь над личным эгоизмом. Он постоянно бурлит и растет, не позволяя нам "раствориться" в товарищах, как в толпе. Так нас растят. Группа пытается силой (причем очень большой силой) объединиться над эгоизмом. Ты участвуешь в этом, и тем самым вместе со своим желанием поднимаешься из Малхут в Бину, в Даат.

2012-02-07_rav_bs-tes-06_lesson_n18_02

Различие между двумя этими состояниями заключается в Творце. Массы находятся на нулевой ступени, а ты совершаешь подъем к Нему на все 100%, по 125 ступеням. И всё это благодаря тому, что эгоизм, Даат, постоянно мешает тебе и отделяет тебя от других, вызывая презрение, ненависть, зависть и т.д. Он не дает тебе объединиться, и ты обязан найти Высшую силу, чтобы все-таки сделать это. Без нее тебе не обойтись.

Что же касается масс, сила Творца проявляется в них на инстинктивном, животном уровне – и результаты мы видим на площадях. Психология масс хорошо изучена и используется для всевозможных манипуляций. Методика проста: максимально понизить разум, обеспечить несколько лозунгов и харизматичного лидера. Кроме этого, ничего не надо.

Мы же применяем обратную психологию: хочешь ты или нет, ты становишься всё более умным, жестоким, доминирующим. В этом проблема народа Израиля: как можно им управлять, если каждый мнит себя премьер-министром? Однако так мы растем.

В дальнейшем всё человечество станет единой системой, состоящей из двух частей: "головы" и "тела". А в итоге все души включатся друг в друга, и всякие различие сотрутся: каждый в совершенстве выполнил свою работу, и никто ни над кем не превалирует.

Тогда нам раскроется, что всю работу совершил Творец, – и всё придет в совершенство. Ведь перед Ним все мы равны.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 07.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайны коллективного разума

Признак развитого ума – забота о ближнем

"В тот час восполнилась луна…"

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.