Окружение сильнее моего эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Дарование Торы" (сокращенный вариант): Человек рождается с отпечатанным в нем себялюбием, и все его движения преследуют личную выгоду, без отдачи ближнему.

Сделано это намеренно, чтобы, исправляя себя, человек учился от неправильных действий переходить к добрым делам. Так он познаёт разрыв между сосудами и светами, между своим состоянием и состоянием Творца, между частями творения. Так он понимает творение в глубину, в толщину.

С раскрытием духовного мира, мы постепенно начинаем обнаруживать, как воздух "сгущается" и в нем проступают силы, отношения, действия, наполненные деталями восприятия с более высокой ступени, из более высокого измерения. Сейчас мы не чувствуем, не улавливаем их, однако на самом деле находимся в их толще. И чтобы раскрыть эти действия высших сил над нами, мы должны приложить усилия.

Человеку, который хочет познать свою природу, она открывается в виде дурного начала. Если же человек еще не готов к самоисправлению, то не видит порочности своего естества. Из миллиардов людей, возможно, лишь несколько миллионов могут сказать, что их природа дурна. Ну а все остальные не понимают, о чем тут говорить: "Да, нам стоит быть повежливее друг с другом", – вот и весь сказ.

И потому очень многие не согласятся со словами Бааль Сулама о врожденном себялюбии. Из-за этого каббалистам предъявляют претензии люди, соблюдающие Тору и заповеди в традиционном понимании. Они вовсе не чувствуют себя грешниками, не видят, что все их движения преследуют личную выгоду. Напротив, их деяния полностью лишены самоанализа и осознания зла.

И нам нельзя пробуждать это зло. Пока человек сам не пришел к нему в своем развитии, он должен оставаться на "неживой", "растительной" или "животной" ступени. Лишь "человеческая" ступень приоткрывает ему внутреннее разбиение, и тогда он начинает исправлять себя.

Итак, если мы достойны того, чтобы в нас родился Человек, то рождение его знаменуется раскрытием себялюбия: оказывается, мы всё делаем лишь для себя и во всем готовы действовать за счет ближнего. 

Тем самым человек отдаляется от Творца, – т.е. от царящей в мире отдачи. Но он может перенять от хорошего окружения "отдачу ближнему" – т.е. проникнуться важностью отдачи. Хотя это против его природы, но окружение способно оказать такое воздействие. Строение духовного мира придает группе, окружению, силы, превышающие по мощи личное естество каждого. Изначально мы были спаяны в единый сосуд, и свыше в нас царил свет. А потому, когда здесь, внизу, я обнаруживаю разобщение и не желаю даже немного сблизиться с другими, окружающие могут продемонстрировать мне уважение к единству, важность отдачи – и я захочу того же.

Окружение воздействует на меня сильнее, чем мой собственный эгоизм. Оно возьмет верх, оно может заставить меня не есть, не пить, вести определенный образ жизни, носить определенную одежду. Глядя на себя со стороны, я бы подумал: "Вот болван! Что он делает?" Однако человек просто выполняет веления общества, и для него это не глупость, а вещи очень важные и почетные.

В конечном итоге, человек всё делает лишь потому, что к этому его обязало окружение. Даже насущные нужды он удовлетворяет именно в том стиле, который принят повсеместно. Ни в ком из нас нет ничего, кроме социального воздействия.

…Но он может перенять от хорошего окружения "отдачу ближнему", ради вознаграждения в этом мире и в мире грядущем. На первом этапе это уже придаст человеку силы, чтобы идти вперед.

Ведь общество воспитывает человека, прививая ему общепринятые нормы и суждения. Достаточно того, что они в ходу у окружения – и для человека они становится истиной в последней инстанции. После соответствующей обработки он готов беспрекословно следовать установленным канонам. Если общество захочет, оно может сделать из каждого из нас что угодно и даже послать на смерть. Ведь единство, из которого оно черпает силы, относится к высочайшей духовной ступени.

Когда же человек вырастет, ему раскрывают, как прийти к альтруистическому намерению, чтобы доставить удовольствие Творцу.

И для этого тоже нужно окружение. Сам он этого не захочет. Можно прочесть море книг и статей, изучить всю науку каббала вдоль и поперек, но без воздействия окружения в человеке ничего не изменится. Красивые слова – пожалуйста, но за ними не будет реального внутреннего преображения.

Необходимо работать в группе, прилагать старания, учиться, строить намерение во время учебы, участвовать в общем деле – и тогда человек вызывает на себя свет. Иными словами, вместо плохой жизни, вместо дурного начала, он получает доброе начало, обращается от зла к благу.

Тогда он утрачивает себялюбие и всё делает только ради отдачи, включая насущно необходимое.

Вся жизнь человека пронизывается этим намерением.

Из урока по статье "Дарование Торы", 08.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не упустить момент

Когда Творец близок и дорог

Опережая природу

1 комментарий »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.