Когда разум правит сердцем

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, Даргот Сулам, статья 942, "Разум правит сердцем": Разум служит сердцу, т.е. эгоистическому желанию, – подобно тому как руки и ноги служат человеку.

Поэтому нет иного средства, кроме очищения сердца. Разум не в силах решить, пойдет ли человек добрым путем или наоборот.

И потому сказано: "Сделаем и услышим". Сначала сделаем без разума, а затем услышим, что наши дела несут нам благо. Если же мы заранее хотим понять, что нам стоит совершать отдачу Творцу, а потом уже приступить к делу, то мы никогда не достигнем этого.

"Сердцем" называются желания, а "разум" – это намерения, власть над желанием, позволяющая решать: зачем оно мне, нуждаюсь ли я в нем и т.д.

Способны ли мы властвовать над сердцем, над материалом своего желания? В этом весь вопрос.

Нет, не способны, отвечают каббалисты. Ты никогда не можешь выйти из материала, потому что сам и есть этот материал.

Что же делать?

Ты должен привлечь свет, чтобы он взял власть над твоим материалом.

Но откуда у меня возьмется желание властвовать над своим материалом, если не из него самого?

В тебе этого желания нет, говорят каббалисты, в тебе есть только зло, и своим желанием ты не можешь привлечь свет, возвращающий к Источнику, чтобы он изменил тебя. Желание можно взять только у окружения.

Таким образом, власть желания над желанием возможна тогда, когда внешнее желание, взятое мною у окружения, властвует над моим собственным. Лишь тогда я захочу того, чего не хочу в своем желании. И только благодаря желанию, полученному свыше, т.е. от группы, извне, я смогу привлечь свет на свое желание.

Что же мне нужно? Мне нужна группа, мне надо как можно больше ценить и превозносить ее устои, ее устремление. Это зависит от меня: желание товарищей, обращенное к цели, должно видеться мне большим и важным. 

Тогда мое собственное желание покажется мне низким и презренным, как будто я хуже всех, как будто именно я вставляю палки в колеса и разрушаю все их начинания, а они в своем величии идут вперед.

Тогда, сопоставляя их желание со своим, я приобщаюсь к желанию товарищей и прошу, чтобы свет, возвращающий к Источнику, пролился на мое желание. Ведь я хочу слиться с ними, стать как они, быть хотя бы самым малым среди них. Тем самым я вызываю на себя свет и иду вперед.

Так мой разум, организуя всю эту ситуацию, властвует над моим желанием. В противном случае, без работы в группе, без слияния с окружением, разум во мне всегда будет обслуживать желание, и я никогда не смогу вырваться из него. Если же я приобщаюсь к желанию группы, окружения – разум задумывается: "Как сравняться с товарищами? Как действовать, чтобы не быть столь низким по сравнению с ними? Как продвигаться вместе с группой?"

Таким образом, мой разум работает сообразно с желанием товарищей, а не по указке моего собственного желания. В этом-то всё и дело. Так можно обязать разум правильно властвовать над сердцем. А иначе сердце правит разумом, раздавая приказы и не желая слышать никаких возражений.

Из урока по статье Рабаша, 06.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какое желание во мне говорит?

Между низостью и величием

Учись понимать сердцем

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.