В поисках свободы воли, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВрожденное и приобретенное

В целом, относительно свободы воли имеются две противоположные концепции. Первая гласит, что у человека есть возможность принимать свободные решения и тем самым направлять свою жизнь, оказывая на нее существенное воздействие.

Вторая концепция, напротив, всё приписывает судьбе или провидению, лишая человека какой бы то ни было свободы воли и декларируя предопределенность событий.

Что же верно?

Моей первой профессией была биокибернетика, которая изучает системы человеческого организма, управляющие им, обеспечивающие его жизнедеятельность и ведущие его к некоей задаче и цели. Так вот, согласно биокибернетике, никакой свободы воли не существует. Ведь тело, по сути, – это сложная биологическая система с двумя видами параметров:

  • врожденные свойства;
  • свойства, приобретенные извне.

В этих рамках у обычного человека нет ни малейшей возможности действовать по собственной воле. Какие-то параметры он унаследовал от родителей, какие-то получил от воспитателей и прочего окружения. Его развитие определяется комплексом этих факторов. 

Отсюда вопрос: выбирает ли человек другие факторы, посредством которых сможет измениться? И если выбирает, то чем руководствуется? Разве не тем, что уже заложено в нем изнутри и снаружи – генами и средой? И если даже ему "подкинут" что-то еще – это ведь тоже от него не зависит, верно?

Воля небес

Человек предсказуемо реагирует на происходящее и продолжает свой путь. Мы полагаем, что он способен принимать свободные решения, исходя из случайных обстоятельств. Однако на самом деле нет случая и нет свободы ни в чем.

Нам просто недостает знаний о единой системе под названием "Природа" или "Элоким" (Бог). Она подразделяется на полностью взаимосвязанные подсистемы, и в ней нет ничего случайного. Наоборот, всё жестко детерминировано.

Таким образом, человек – это создание природы, внутренней и окружающей. Он неспособен принимать свободные решения, которые зависели бы от него самого.

Но как же тогда к нему относиться? Можно ли оценивать его действия как хорошие или дурные? По правде говоря, нет.

Точно так же мы не даем оценку изъянам сделанного нами агрегата. Если в нем сломалась какая-то часть, мы понимаем: это вызвано либо внутренним дефектом, либо внешними факторами, с которыми он вошел в контакт. Других вариантов просто нет.

А потому, если бы мы правильно понимали и чувствовали систему, то видели бы, что наказывать человека не за что. Неслучайно в Торе нет наказаний в современном смысле, а есть исправления. Человека следует помещать в такие системы, где он изменится посредством внешних факторов, – и тогда жизнь его потечет иначе.

Однако мы запутаны и разбросаны по шкале, протянувшейся от фатализма и веры в предначертание – до веры в слепой случай. Некоторые полагают, что всё в руках небес, другие оставляют воле небес только часть происходящего…

В действительности, "небеса" – это неизвестный нам компонент, с которым мы пытаемся наладить какую-то связь, чтобы улучшить свою жизнь.

Продолжение следует...

Из 739-й беседы о новой жизни, 28.06.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как стать свободным?

Свобода мнимая и истинная, ч.1

Свобода воли – что это?

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.