Дифференциация в обществе

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Великий каббалист Бааль Сулам в статье "Последнее поколение" разделяет общество на отстающих и предприимчивых.

Он пишет, что нет никакой принципиальной разницы между социализмом, коммунизмом и капитализмом – в любом случае это та же система, в которой предприимчивые будут эксплуатировать менее удачливых.

Ответ: Действительно, это естественное развитие событий с того момента, как человек вышел из пещеры и стал обрабатывать землю, разводить скот, приручать животных, т.е. начал свою "промышленную" деятельность.

Тогда и проявились дифференциальные способности индивидуума относительно других – появились охотники, промышленники, рыболовы, плотники, столяры и прочие специалисты.

Люди стали не просто универсальными, живущими в одной среде, относящимися к определенному социуму как одна группа, в которой не было никакого различия, вплоть до того, что и дети, и жены могли быть общими, как на самых ранних стадиях развития. Такого нет даже у животных. 

Но когда возникают даже самые примитивные торгово-промышленные отношения, сразу же проявляется дифференциация между людьми. Каждый выбирает занятие согласно своим возможностям, чтобы максимально преуспеть, как диктует ему эгоизм: максимум выгоды при минимуме усилий. Это естественный закон природы.

Каждый выбирает себе определенный вид работы, и, естественно, никто не похож на других, вплоть до того, что начинается эксплуатация человека человеком. Ведь если мне выгодно держать другого человека у себя в услужении, кормить его и давать ему все, что нужно для жизни, но получать от него гораздо больше, то что может удержать меня от того, чтобы не поработить его?

Раб – довольно дорогая вещь, хлопотное приобретение: я должен заботиться о нем, о его здоровье, о его семье. Но в то же время он окупает себя и дает прибыль. Таким образом, общество все больше и больше двигалось в сторону дифференциации.

В соответствии с этим началось разделение людей на угнетаемых и угнетающих, рабов и вассалов.

Кроме того, стали появляться религии, как потребность в получении вознаграждения не только в этом мире, но и в мире будущем: надо платить здесь, чтобы получить там. Так возникло представление о возможности трансляции с этого мира в тот мир – что ты можешь туда забрать.

Фараоны, к примеру, "забирали" материальные ценности. А потом появилась другая, более духовная посылка из нашего мира в будущий мир: мои добрые дела, мои хорошие взаимоотношения и т.д. Вплоть до того, что я прошу молиться за меня и таким образом обеспечиваю себе "теплое место" в мире будущем. Это тоже вид эксплуатации.

С течением времени стали образовываться всевозможные религиозные, экономические, общественные течения и партии. Появилась власть. И все это зиждется на эгоизме, на простом законе подчинения себе других, чтобы зарабатывать на них.

Эгоизм постепенно начинает проходить стадии развития рабовладельческих, феодальных, а затем и капиталистических отношений.

Капиталистическое общество – это очень простая, четкая, жесткая эксплуатация. При капитализме человек вроде бы свободен, он не относится к кому-то, никому не принадлежит, но он продает себя, потому что к этому его привязывает необходимость существования. И тут все зависит от того, что он продает и сколько получает. Продает ли он только свободу, или только свой голос на выборах, или кровь и плоть.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 21.08.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предприимчивые и преуспевающие

"Сильная рыба проглатывает слабую"

Смена формаций и развитие эгоизма

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.