Песах – это начало духовного пути

каббалист Михаэль ЛайтманПесах для каббалистов – это самый большой праздник, потому что он олицетворяет выход из нашего эгоизма, из желания получить наслаждение, из состояния отрыва от Творца и отдаления от товарищей.

Песах – это начало духовного пути, когда мы вырываемся из клещей эгоизма, который душит нас, не давая дышать.

Поэтому мы хотим сбежать от него, чтобы продвигаться к объединению между нами и восстановлению общего кли Адама Ришон, одной общей души, чтобы ощутить в нем один духовный мир, один свет, одного Творца и всех нас вместе как один.  

Поэтому этот праздник так важен. Нет более важного праздника, чем Песах. "Песах" означает "перескок" (пасах), когда мы перескакиваем, переходим от состояния эгоистичного получения к альтруистической отдаче.

Выход из нашего эгоизма, из желания насладиться, из этой земной природы, искусственно созданной Творцом – действительно большой праздник. С него начинается увлекательный путь в духовное. 

Человек должен почувствовать, что ему необходимо духовное кли, что он хочет вместить все части души, чтобы они наполнили все его внутреннее желание, и все его мысли и устремления были только о точке связи с Творцом. Если он достиг такого состояния, значит уже подготовил себя к выходу из Египта.

Без ощущения изгнания невозможно достичь освобождения. Ведь преимущество света раскрывается только из тьмы. И поэтому, если Творец хочет привести нас к отдаче, к состоянию, равному Творцу, Он вынужден провести нас через изгнание.

Разница между изгнанием (гула) и освобождением (геула) лишь в одной букве "алеф", означающей Творца. Когда Творец начинает появляться в нашей жизни, то изгнание превращается в освобождение.

Из урока на тему "Песах", 06.03.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Изгнание из духовного

Песах – праздник начала исправления

Освобождение – это жизнь, а рабство – смерть

Символ Песаха: запрет есть квасное

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Песах (от слова "пасах") означает "переступить", "перепрыгнуть" из эгоистических свойств к альтруистическим, к свойствам Творца.

Порядок выхода из эгоизма каббалисты аллегорически описали в виде пасхальной трапезы. Одним из символов Песаха является запрет есть квасное. Что означает квасное в нашей внутренней работе?

Ответ: Запрет есть квасное означает: если ты желаешь оставить Египет, ты не можешь применять никакие намерения "ради себя". Если ты хочешь выйти из эгоистического желания, ты должен избавиться от всех действий, которые удерживают тебя в этом намерении.

Вопрос: А что символизирует маца, которая называется "хлеб бедняка"?

Ответ: Хлеб – это то, от чего живет человек. Выход из эгоистического состояния заключается в том, что он начинает употреблять такую пищу, которая не дает наполнения эгоизму, а дает только лишь духовные силы, свойство отдачи.

Обычай есть мацу означает, что человек должен получать только необходимое для поддержания своего тела, а со всем остальным работать на отдачу. 

Вопрос: Еще одним из символов Песаха является пред-пасхальная уборка. С чем это связано?

Ответ: Это означает, что мы должны полностью отречься от эгоистических желаний. Таким образом мы покидаем Египет, т.е. наши общие эгоистические намерения "ради себя".

Поэтому мы должны очиститься от квасного ("хамец"), символизирующего эти намерения, и от различных действий на всех уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом – от всего, что вокруг нас и внутри нас. Так и сказано: "Чтобы не было в твоих владениях никакого хамеца".

Из ТВ программы "Духовные состояния"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему не едят квасное в Песах

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Маца – наш первый, скудный хлеб

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны непрерывно работать над своим эгоизмом, продвигая себя к объединению, а внутри него к соединению с Творцом. Если мы не сможем соединиться в десятке, то не сможем соединиться и с Творцом. Поэтому написано: "От любви к творениям – к любви к Творцу".

Каждый раз, когда мы стремимся объединиться, мы будто вымешиваем наше тесто, смешивая муку с водой. И пока мы занимаемся этим тестом, которое еще не готово к выпечке, оно не скисает. Главное ‒ не прекращать прикладывать усилия, тогда это не превратится в хамец. Можно работать хоть целый день! Желание насладиться не считается испорченным, пока мы работаем с ним.

А когда достигается правильное состояние, то есть правильное соединение, и я чувствую, что готов пренебречь всем ради связи с товарищами, то внутри него я смогу соединиться и с Творцом.

Таким образом, я выхожу из-под власти Фараона под власть Творца, видя всю десятку как средство, вытаскивающее меня из египетского рабства и переводящее во власть Творца. Десятка находится посередине между ними, как промежуточная станция.

Из этого понятно, как важна маца – центральный символ Песаха, праздника освобождения, выхода из Египта, из эгоистического намерения в отдачу, из власти Фараона во власть Творца. 

Нельзя прекращать работу над собой, над объединением в группе, надавливая на себя, как на тесто, пока мы не перемешаемся настолько, что тесто станет абсолютно однородным. В нем не останется ни муки, ни воды, а все сольется воедино.

Произведя над собой такое сжатие, такие упражнения, и превратив десятку в единый монолитный материал, мы почувствуем, что готовы к связи с Творцом. Творец своим внешним давлением пробуждает нас к такому соединению. Но вопрос в том, сможем ли мы, как группа, пробудить самих себя, чтобы еще быстрее вымесить наше тесто и стать мацой.

Маца означает, что человек готов вступить в спор со своим эгоизмом ради того, чтобы соединиться с группой. Он готов надавить на себя, чтобы сделать из себя тесто, в котором нет отдельно ни муки, ни воды, а только их соединение. Мука, то есть желание насладиться, впитало в себя воду, став с ней одним материалом.

Десять товарищей настолько сильно включаются друг в друга в своем устремлении к Творцу, что уже не важно, какое направление было у каждого: мы достигаем одного направления, одного понимания, одного ощущения, обобщающего все вместе. И так мы принимаем форму мацы, "хлеба бедности", то есть готовы быть вместе без всякого различия между нами.

Именно в этом заключается подготовка к выходу из Египта. Мы делаем из себя мацу и выпекаем ее еще в Египте. Маца – это новый характер объединенной группы.

* * *

Наше желание насладиться – это мука, а желание отдачи, свет, немного подсвечивающий нам сверху – это вода. Мы выплескиваем эту воду на муку и начинаем работать с ней, вымешивать тесто, чтобы подготовить к выпечке.

Это означает, что нужно получить свыше от Творца немного понимания о свойствах отдачи, объединения, насколько мы способны это понять, и начать реализовывать в своем пока еще эгоистическом желании, все больше и больше.

Главное, это не сколько в каждом из нас есть личного желания к отдаче, а наши общие усилия. Насколько мы будем стараться проникнуть в это желание отдачи, чтобы наша мука приняла свойства воды, насколько захотим соединить желание насладиться с отдающим намерением, настолько мы продвинемся. 

Если соединение в группе будет результатом общих усилий всей десятки, то этим мы притянем свет, возвращающий к источнику, который соединит нас. Каждая капля воды, которую мы получим для связи еще одного грамма муки в одно тесто, в одно тело, зависит от нашего общего усилия в группе.

Если тесто стало мягким и гомогенным, то есть исчез весь наш эгоизм, вся индивидуальная форма каждого, то мы готовы к выпечке, и из нас можно сделать мацу.

Маца называется скудным хлебом, ведь мы выпекаем ее по бедности, в условиях отсутствия сил, ощущений и понимания в уме и сердце. Но потом с помощью этой новой полученной нами формы мы можем перейти границу между владениями Фараона и владениями Творца, выйдя на свободу от ангела смерти, нашего эгоистического желания.

Из утреннего урока

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему не едят квасное в Песах

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

"Скудный хлеб"

Песах. Место, где раскрывается Творец (клип)

Моше – это часть нашей души, которая находится в контакте с Творцом. Через нее мы получаем все указы, раскрытия, исследования, всё, что нам необходимо, чтобы уподобить себя Творцу и подняться на уровень отдачи и любви – уровень Человека.

Духовная зарплата

каббалист Михаэль ЛайтманТочно так же, если ноги идут на улицу, а руки покупают и дают питание мозгу, у мозга есть силы думать. (Рабаш, 503, "По поводу партнерства")

Как от мозга зависит командование телом, всеми его органами, так и в семье муж и жена дополняют друг друга, создают семью, и остальное все движется согласно их взаимной работе.

Вопрос: Кто в семье является мозгом, кто руками, кто ногами?

Ответ: В семье, конечно, больше работает женщина. А муж приносит ей зарплату.

Вопрос: А какой может быть духовная зарплата у мужа?

Ответ: Духовная зарплата – это то, что они вместе создают семью, рожают детей, воспитывают их, строят дом. В общем, всё, что они делают, полностью распределяется между ними. В той мере, в которой женщина желает знать, что учит муж, она постепенно узна́ет.

Вопрос: И это связано с бытом, с простыми вещами?

Ответ: Именно с простыми вещами в быту. Если жена делает все необходимое для мужа, чтобы у него были пища, здоровье, силы для работы и учебы, то от этого она получает свою долю не только в том, чтобы готовить и содержать дом, а еще каким-то образом принадлежать к духовным свойствам.

Из ТВ программы "Мужское и женское", 02.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное партнерство

Правильные взаимоотношения в семье

Мужчина и женщина: ради духовной цели

Возвеличивать товарищей

каббалист Михаэль ЛайтманСудить товарища на чашу заслуг – это значит возвеличивать каждого из них и ставить их намного выше себя. Таким образом мы сможем поднять всю группу буквально к небу. То есть каждый в группе сможет быть великим посредником между всеми ее участниками и Творцом.

Человек, находящийся в группе единомышленников, должен всегда возвышать товарищей, даже если видит в них какие-то недостатки. Он должен сказать себе, что судит о них как о неисправленных, потому что у него самого такое неисправленное ви́дение. Как сказано, каждый судит в меру своей испорченности.

Вопрос: Но группа существует по каким-то правилам. Если я, да и остальные тоже, видим конкретно, что человек нарушает правила духовной работы, все равно я должен перевешивать его на чашу заслуг?

Ответ: В этом надо разбираться, но в общем, да. Смотря относительно кого идет речь. Если это просто рядовой товарищ или тот, кто недавно начал заниматься, то что тут можно сделать? Может быть, он еще не понимает или в процессе внутренней работы над собой, но мы не видим этого.

В общем, надо идти вперед. Со временем все участники группы начнут понимать, как они должны быть взаимосвязаны, взаимно обязывать друг друга, и это продвинет их вперед.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 11.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поднимать важность товарищей

Видеть товарищей великими

Увидеть товарищей высшими

Песах (клип)

Песах

Праздник Песах с разных точек зрения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается каббалистическое объяснение нашего мира и праздника Песах от обычных комментариев?

Ответ: Есть несколько уровней объяснения бытия, его творения, развития, цели, задачи человека в нем. К примеру, о празднике Песах можно говорить:

1. об историческом периоде рабства народа в Египте,

2. о "рабстве" человека в своем эгоизме-египте-фараоне,

3. о развитии творения-желания под воздействием света-Творца и его отсутствии – под воздействием тьмы-египта-фараона.

Также можно на разных уровнях говорить:

1. о механическом выполнении обрядов, которые в обиходе называют заповедями,

2. о психологическом выполнении указания "возлюби ближнего как себя", как общего (клаль) указания Творца, включающего в себя все прочие указания, как сказано в Торе: "Возлюби  ближнего – общий закон Торы",

3. о каббалистическом воздействии высшего света на миры и через них на души, которые проходят этапы своего духовного развития-исправления.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ежедневная уборка в сердце

Праздник освобождения от эгоизма

Египет, текущий молоком и медом

Маца – символ Песаха

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Символом выхода из Египта является маца. Почему в Песах надо употреблять именно мацу?

Ответ: Маца – это опреснок, то есть хлеб, который приготовлен специальным образом с минимальным количеством воды, необходимым, чтобы сделать закваску. Затем она печется в простом виде на углях или на горячей сковороде – неважно на чем.

Маца выпекается в память выхода из Египта и символизирует наш быстрый переход из желания получать в желание отдавать. Он совершается неожиданно, рывком, в самом якобы неподходящем для человека месте и времени.

Происходит аккумулирующий процесс, накопление, и человек выходит из-под власти эгоизма. Это и называется выходом из Египта.

Вопрос: То есть человек не ожидает этого выхода?

Ответ: Он все время ожидает его, но не знает, что он приближается. А когда это действительно с ним происходит, он не понимает, как это вдруг получилось. Но когда-нибудь это произойдет с каждым.

Из ТВ программы "Духовные состояния"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маца – наш первый, скудный хлеб

Хлеб с 0% Малхут

"Скудный хлеб"

Оторваться от Египта

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Песах продолжается семь дней. Почему?

Ответ: Семь дней – это семь сфирот, все уровни нашей души. В первый день Песаха человек выходит из намерения "ради себя" и продолжает избавляться от своих эгоистических намерений во второй, в третий день и т.д. до тех пор, пока полностью не отрывается от них.

И так он подходит к состоянию, которое называется "Ям Суф" – "Конечное море". Он готов броситься в него, чтобы полностью оторваться от Египта (от эгоизма).

Вопрос: Выход из Египта – это последний рубеж материального, эгоистического мира, за которым находится условная линия, называемая "махсом". Пройдя ее, человек начинает ощущать любовь, отдачу, духовный мир. Что с ним происходит? Какая трансформация за этой чертой?

Ответ: За этой чертой человек думает только о том, как через других он может все больше и больше реализовывать в себе свойство отдачи и любви. В итоге он начинает ощущать в этом свойстве, что наполняется высшим светом – Творцом.

Из ТВ программы "Духовные состояния"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особенность Песаха

Песах

Что такое "Песах"?

Уроки и лекции 22.04.2024

Смотреть/скачать

Молчание – очень громкая вещь

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Интересно, что в Японии вместо "люблю тебя" иногда говорят "Ты моя тишина".

Ответ: Красиво.

Реплика: Как бы вы это прокомментировали?

Ответ: То есть видно, что они ценят тишину и поэтому так говорят.

Вопрос: Вы тоже тишину цените?

Ответ: Да!

Реплика: Вот так вот сидеть, молчать и всё.

Ответ: Я могу в тишине быть вечность.

Вопрос: Есть масса комментариев на ваши клипы о том, что лучше промолчать. Молчание – золото, как говорится. И вот люди все время спрашивают: "Когда промолчать, когда сказать?".

Ответ: Всегда молчать!

Вопрос: Но договорится до этого, что мы молчим?

Ответ: Даже не надо договариваться, а просто так реагировать.

Реплика: И вот так перейдет эта цепочка – ты начнешь и дальше…

Ответ: Да, и все потихоньку это поймут. 

Вопрос: И придет это состояние, что хорошо молчать?

Ответ: Да. Я лично считаю, что молчание – оно вообще очень громкое, оно заполнено огромным количеством информации.

Реплика: И поэтому не надо лишней информации.

Ответ: Не надо лишних движений, слов.

Реплика: А то, что мы выплескиваем даже хорошие слова…

Ответ: Это все пустое.

Вопрос: А то, что мы произносим "я тебя люблю", например?

Ответ: Это потому, что женщина хочет.

Вопрос: А так то же самое можно сказать молча?

Ответ: Я бы ничего не говорил, но если это надо, то говоришь.

Вопрос: "Ушами любят", – говорят. Это правильно, как вы считаете?

Ответ: Конечно.

Вопрос: То есть надо сказать это женщине?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Промолчать всегда полезней

Предпочтительно молчание

Почему молчание – золото?

Духовное партнерство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему если раньше женщины не работали и заботились только о доме, то в наше время они должны учиться?

Ответ: Сейчас совсем другое время. Сотню последних лет практически все женщины обретают специальность, выходят на работу и вместе с мужем обеспечивают семью.

Вопрос: А если говорить о ваших учениках, женщины могут, просто обслуживая мужа, обучающегося у вас, продвигаться духовно без того, чтобы учиться самой?

Ответ: Несомненно.

Вопрос: Это так просто?!

Ответ: Это непросто. Если женщина привязана к своему мужчине и делает все, что ему нужно для жизни, и они живут вместе, обеспечивая друг друга духовно и материально, то тогда женщина получает какую-то часть от его духовного багажа. В этом союзе они являются партнерами.

Из ТВ программы "Мужское и женское", 02.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семейный союз с духовной точки зрения

Мужчина и женщина: идеальное сочетание

Духовные партнеры

В чем смысл нашей реальности? (клип)

В чем смысл нашей реальности?

Действия в группе единомышленников

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В статьях Рабаша написано, что с одной стороны, товарищи должны быть равны мне, тогда я могу с ними объединиться. С другой стороны, один раз я должен видеть того же товарища равным себе, а другой раз – выше себя. Тогда я могу от него получить. А как и когда это регулируется? 

Ответ: Насколько человек может совместить в себе эти два подхода, так он и делает. Это все взаимно уравновешивается. Товарищ относится ко мне так, как я отношусь к нему, мы объединяемся и вместе идем навстречу Творцу.

Реплика: Не понятно, где взять на это энергию. Ваш учитель Рабаш пишет: хотя у нас нет заповеди любить детей, но от природы есть естественная любовь к ним, а иначе бы не было продолжения рода. А здесь получается, что мы должны делать какие-то неестественные действия.

Ответ: Да, эти действия не вполне естественные, и у немногих людей есть возможность, побуждение и понимание их реализации.

Вопрос: Так где взять энергию выполнять их?

Ответ: Тоже от товарищей, у которых изначально существует какая-то склонность к этому. Это особые люди, в которых есть такое побуждение. Если они собираются вместе под руководством учителя-инструктора, правильно направляющего их к сближению между собой, то соединяются в одну группу и так идут вперед.

Из ТВ программы "Практическая каббала", 11.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как достичь равенства между нами?

Соединить духовные корни

Учиться у товарищей

Страница 1 из 4 54812345...Последняя »